НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ

Религиозные верования возникли в одну из наиболее поздних эпох существования неандертальцев, в то время, когда на Земле было великое оледенение [16]).

Первобытные люди не только выдержали наступление суровой полярной природы, но и стали значительно разви­тее. Переход от равномерно жаркого климата к холодному создал жизненные потребности в жилище, одежде, новых видах пищи. Люди научились охотиться. А в связи с этим появлялись новые отрасли труда, возникали новые виды деятельности, совершенствовались орудия производства. Постепенно человеческое сознание могло всё полнее отра­жать многообразие окружающей природы. Люди стали задумываться над тем, почему происходят различные при­родные явления. Однако объяснить и тем более вскрыть их причины они ещё не могли.

Для первобытного человека все грозные стихийные силы природы — грозы с молниями и громом, землетря­сения, бури и наводнения — были непонятными, загадоч­ными явлениями. Не умея объяснить и подчинить себе мо­гущественные силы природы, он наделял их человеческими свойствами.

Благоприятные явления человек считал добрыми, а те, что приносили холод, голод, смерть,— недобрыми, злыми. Разделив, таким образом, все природные явления, перво­бытный человек стремился к тому, чтобы вызывать явле­ния, благоприятствующие ему, и предотвращать злые.

Чтобы умилостивить грозные силы природы, первобыт­ные люди стали прибегать к помощи заклинаний, похвал, лести, подарков (жертв) морю, реке, солнцу, ветру, грому. Приносили жертвы рыбе, чтобы она шла в сети, зверям, чтобы они не нападали на людей и позволяли убивать себя во время охоты, огню, чтобы он вечно служил че­ловеку. Так фантазия человека породила добрые и злые божества.

Археологические исследования древнего первобытного общества, а также наблюдения за жизнью современных народов и племён, находящихся в результате империали­стического колониального гнёта на крайне низком уровне развития, позволяют воссоздать картину первобытных ве­рований.

Эти исследования и наблюдения полностью подтверж­дают мысль Энгельса о том, что «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных». При этом у различных народов появляются «самые разнообразные и пёстрые олицетворения» этих сил.

Самое древнее религиозное верование — поклонение животным. В жизни первобытного человека животные играли большую роль. Охота была основным источником существования. Люди считали животных разумными суще­ствами, обожествляли и почитали их. При раскопках древ­них поселений открыто много изображений животных на стенах пещер: бизонов, оленей и др. Поклоняясь живот­ным, человек думал, что они ему помогут на охоте.

У людей, которые занимались преимущественно рыбо­ловством, обожествлялись рыбы. Эти боги, по представ­лению человека, в зависимости от того злые они или доб­рые, либо приносили успех на рыбной ловле, либо пре­пятствовали ей.

Чувствуя превосходство могущественных сил при­роды, человек считал их сознательными, сверхъестест­венными существами.

Например, негритосы Андаманских островов (Индий­ский океан) обожествляют и почитают солнце, луну, звёз­ды. По верованию этого племени солнце — жена луны, а звёзды — их многочисленные дети. Они верят, что на небе есть могущественное живое существо, которое, рас­сердившись, катает по небу огромные камни, что и создаёт на земле гром.

Среди религиозных верований первобытных людей зна­чительное место занимало поклонение умершим предкам. В истории человечества был период так называемого матриархата, когда положение женщины в роду было очень высоким; она почиталась как хранительница и защит­ница своего рода.

Первобытный человек считал, что и после смерти жен­щина продолжает заботиться о своём роде. Поэтому он поклонялся фигуркам с изображением женщины. Осо­бенно часто при раскопках встречаются фигурки женщины - матери.

С переходом к более развитому земледелию и прируче­нию животных — животноводству — в первобытном обще­стве возникают новые религиозные представления. В них отражены новые условия материальной жизни общества. Появляются боги в виде свиньи, собаки и других домаш­них животных. Эти боги должны «помогать» человеку в хозяйственной жизни.

В первобытном родовом обществе люди не отдавали предпочтения одним богам перед другими. Существова­ло полное равенство богов. Это равенство соответство­вало существовавшим тогда общественным производст­венным отношениям и родовому принципу: все в роду равны.

С объединением родов в племена появляется уже де­ление богов на основных и зависимых. Кроме главных бо­гов, владык земли, воды, ветров, огня, гроз и бурь, появи­лись различные маленькие божки.

Стремясь жить в ладу с природой, первобытные люди обращаются также к «духам» или «душам». Люди думали, что сознание, или «душа», человека может существовать отдельно от человека. Особенно убедительным доказатель­ством этого для первобытных людей были сновидения. Видя во сне умершего человека, они думали, что это при­ходит его душа.

Понятие о душе было перенесено и на явления при­роды. Люди считали, что каждый материальный предмет имеет свою душу и что все изменения в этих предметах происходят по воле душ-духов.

К богам и «духам», якобы управляющим явлениями природы, люди обращались с похвалами, лестью, прино­сили им жертвы. Так со временем возник религиозный культ с различными обрядами — песнопениями, жертво­приношениями и т. д.

Одновременно с верой в душу возникла вера в загроб­ную жизнь. По представлению первобытного человека «духи» обитают там, где мрачно и беспросветно, где темно и холодно, т. е. так, как было в пещерах и ямах, где хоро­нили покойников.

В период племенных объединений появляются и первые служители культа — люди, которые соверша­ют обряды. На стоянках родов создавались святили­ща, где члены рода собирались для поклонения своим богам.

Таким образом, в религии нет ничего «небесного»; вера в богов, в сверхъестественные существа была порождена на определённой ступени развития первобытно-общин­ного строя беспомощностью человека перед грозными си­лами природы.

НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н А протяжении многих веков наука ведёт жестокую борьбу против религии. Эта борьба не прекращается и сейчас, ибо наука и религия непримиримы. Наука по­могает человеку познавать и использовать для блага …

СУЕВЕРНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА И НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ

Уже первобытный человек стремился к тому, чтобы узнать своё будущее, предугадать его. С развитием чело­веческого общества в этом появлялась всё большая необ­ходимость. К древнему виду гаданий относится астрология, гада­ние по …

НЕ «ЧУДЕСА», А ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Данные науки о происхождении Земли и возникнове­нии на ней жизни полностью разоблачают религиозную басню о «сотворении мира богом». Но церковь находит новые лазейки для распространения среди народа вымыс­лов о «чудесах», …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.