ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ
Религиозные верования возникли в одну из наиболее поздних эпох существования неандертальцев, в то время, когда на Земле было великое оледенение [16]).
Первобытные люди не только выдержали наступление суровой полярной природы, но и стали значительно развитее. Переход от равномерно жаркого климата к холодному создал жизненные потребности в жилище, одежде, новых видах пищи. Люди научились охотиться. А в связи с этим появлялись новые отрасли труда, возникали новые виды деятельности, совершенствовались орудия производства. Постепенно человеческое сознание могло всё полнее отражать многообразие окружающей природы. Люди стали задумываться над тем, почему происходят различные природные явления. Однако объяснить и тем более вскрыть их причины они ещё не могли.
Для первобытного человека все грозные стихийные силы природы — грозы с молниями и громом, землетрясения, бури и наводнения — были непонятными, загадочными явлениями. Не умея объяснить и подчинить себе могущественные силы природы, он наделял их человеческими свойствами.
Благоприятные явления человек считал добрыми, а те, что приносили холод, голод, смерть,— недобрыми, злыми. Разделив, таким образом, все природные явления, первобытный человек стремился к тому, чтобы вызывать явления, благоприятствующие ему, и предотвращать злые.
Чтобы умилостивить грозные силы природы, первобытные люди стали прибегать к помощи заклинаний, похвал, лести, подарков (жертв) морю, реке, солнцу, ветру, грому. Приносили жертвы рыбе, чтобы она шла в сети, зверям, чтобы они не нападали на людей и позволяли убивать себя во время охоты, огню, чтобы он вечно служил человеку. Так фантазия человека породила добрые и злые божества.
Археологические исследования древнего первобытного общества, а также наблюдения за жизнью современных народов и племён, находящихся в результате империалистического колониального гнёта на крайне низком уровне развития, позволяют воссоздать картину первобытных верований.
Эти исследования и наблюдения полностью подтверждают мысль Энгельса о том, что «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных». При этом у различных народов появляются «самые разнообразные и пёстрые олицетворения» этих сил.
Самое древнее религиозное верование — поклонение животным. В жизни первобытного человека животные играли большую роль. Охота была основным источником существования. Люди считали животных разумными существами, обожествляли и почитали их. При раскопках древних поселений открыто много изображений животных на стенах пещер: бизонов, оленей и др. Поклоняясь животным, человек думал, что они ему помогут на охоте.
У людей, которые занимались преимущественно рыболовством, обожествлялись рыбы. Эти боги, по представлению человека, в зависимости от того злые они или добрые, либо приносили успех на рыбной ловле, либо препятствовали ей.
Чувствуя превосходство могущественных сил природы, человек считал их сознательными, сверхъестественными существами.
Например, негритосы Андаманских островов (Индийский океан) обожествляют и почитают солнце, луну, звёзды. По верованию этого племени солнце — жена луны, а звёзды — их многочисленные дети. Они верят, что на небе есть могущественное живое существо, которое, рассердившись, катает по небу огромные камни, что и создаёт на земле гром.
Среди религиозных верований первобытных людей значительное место занимало поклонение умершим предкам. В истории человечества был период так называемого матриархата, когда положение женщины в роду было очень высоким; она почиталась как хранительница и защитница своего рода.
Первобытный человек считал, что и после смерти женщина продолжает заботиться о своём роде. Поэтому он поклонялся фигуркам с изображением женщины. Особенно часто при раскопках встречаются фигурки женщины - матери.
С переходом к более развитому земледелию и приручению животных — животноводству — в первобытном обществе возникают новые религиозные представления. В них отражены новые условия материальной жизни общества. Появляются боги в виде свиньи, собаки и других домашних животных. Эти боги должны «помогать» человеку в хозяйственной жизни.
В первобытном родовом обществе люди не отдавали предпочтения одним богам перед другими. Существовало полное равенство богов. Это равенство соответствовало существовавшим тогда общественным производственным отношениям и родовому принципу: все в роду равны.
С объединением родов в племена появляется уже деление богов на основных и зависимых. Кроме главных богов, владык земли, воды, ветров, огня, гроз и бурь, появились различные маленькие божки.
Стремясь жить в ладу с природой, первобытные люди обращаются также к «духам» или «душам». Люди думали, что сознание, или «душа», человека может существовать отдельно от человека. Особенно убедительным доказательством этого для первобытных людей были сновидения. Видя во сне умершего человека, они думали, что это приходит его душа.
Понятие о душе было перенесено и на явления природы. Люди считали, что каждый материальный предмет имеет свою душу и что все изменения в этих предметах происходят по воле душ-духов.
К богам и «духам», якобы управляющим явлениями природы, люди обращались с похвалами, лестью, приносили им жертвы. Так со временем возник религиозный культ с различными обрядами — песнопениями, жертвоприношениями и т. д.
Одновременно с верой в душу возникла вера в загробную жизнь. По представлению первобытного человека «духи» обитают там, где мрачно и беспросветно, где темно и холодно, т. е. так, как было в пещерах и ямах, где хоронили покойников.
В период племенных объединений появляются и первые служители культа — люди, которые совершают обряды. На стоянках родов создавались святилища, где члены рода собирались для поклонения своим богам.
Таким образом, в религии нет ничего «небесного»; вера в богов, в сверхъестественные существа была порождена на определённой ступени развития первобытно-общинного строя беспомощностью человека перед грозными силами природы.