БОРЬБА РЕЛИГИИ ПРОТИВ НАУКИ РАЗВИТИЕ НАУКИ И АТЕИЗМА
О |
Сновным учением религии является утверждение, что мир создан богом и в основе своей он непознаваем и неизменяем. Однако простые факты, наблюдения за явлениями природы, коллективное преодоление многих стихийных сил природы всё больше и больше приходили в противоречие с религиозными утверждениями.
Практическая деятельность людей, направленная на изменение природы, постепенно приводила к сомнению и прямому опровержению религиозных вымыслов. Практические потребности жизни толкали человека познавать явления природы. Человек открывает огонь и пользуется им для варки пищи; находит средство, как из шкуры животного делать кожу; начинает выделывать из волокна ткани; добывать из руд металлы и т. д. Вместе с этим развиваются и естественно-научные знания.
В хозяйственной деятельности людям необходим был точный календарь, путешествия требовали умения ориентироваться в пути. В связи с этим родились зачатки науки о звёздах, астрономии. «Необходимость вычислять периоды разлива Нила, — писал Маркс, — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия».
Значительное развитие наука получила в древней Греции (в конце VII и начале VI вв. до н. э.).
Греческие учёные сделали первые шаги в объяснении мира в целом.
Философы-материалисты древней Греции считали основой мира материю. Первый греческий философ-материалист Фалес исходил, например, из того, что первоосновой всего существующего — земли, растений, животных — является вода. По мнению Фалеса, вода — это неизменный элемент природы.
Учёный Анаксимандр за первоначало мира брал некий «апейрон» — бесконечную материю, находящуюся в вечном движении. Из апейрона,— говорил он,— выделяются два противоположных начала — твёрдое и мягкое, тепло и холод; из них путём различных комбинаций и образуются все предметы. Анаксимандр создал исключительно интересную для того времени теорию происхождения и развития органического мира: мир, постоянно развиваясь,— учил он — создаёт всё новые формы жизни.
Важную роль в развитии материалистического взгляда на мир сыграло учение Гераклита. Этот учёный-диалектик прямо утверждал, что никто из богов и никто из людей не создал мира. Он доказывал в своих трудах, что мир — это движущаяся, бесконечно обновляющаяся природа. Источником жизни на земле Гераклит считал огонь, закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающий.
Знаменитый греческий учёный-материалист Демокрит, основоположник атомистической теории, учил, что все предметы в природе состоят из атомов и образуются в результате столкновения, соединения движущихся атомов.
Конечно, все эти гипотезы (т. е. научные предположения) древнегреческих философов-материалистов об образовании мира были во многом наивны, но они опровергали религиозные басни о божественном происхождении мира, наносили сокрушительный удар по религии. Эти учения положили начало атеизму — отрицанию существования бога.
Многие из древних греков отрицали всякое воздействие богов на мир. Так, Демокрит смело утверждал, что не бог, а природа лежит в основе развития вселенной, что всё во вселенной подчиняется строгим естественно-научным законам.
Философ Эпикур, хотя и не отрицал существования богов, но утверждал, что боги не вмешиваются в развитие природы, не заботятся ни о людях, ни о мире. Человек не зависит от богов, он сам строит свою жизнь, стремясь сделать её более совершенной.
Маркс и Энгельс очень высоко ценили учение Эпикура. В «Немецкой идеологии» они писали, что Эпикур «был подлинным радикальным просветителем древности, открыто нападал на античную религию, и от него же шёл атеизм римлян, поскольку он у них существовал. Поэтому Лукреций [17]) и прославлял его как героя, впервые низвергшего богов и поправшего религию, поэтому же у всех отцов церкви, от Плутарха до Лютера, Эпикур слывёт безбожным философом...».
Зло высмеивал религию древнегреческий материалист Ксенофан. Он доказывал на многих фактах, что боги созданы по образу человека. «Эфиопы говорят,— писал Ксенофан, — что их боги курносы и чёрны, фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми».
«...Если бы быки, лошади и львы,— писал далее Ксенофан,— имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения искусства, подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков, и придавали бы им тело такого рода, каков телесный образ у них самих».
Таким образом, уже древние материалисты, основываясь на практике, на повседневном опыте человечества, утверждали, что природа, материя существует и развивается сама по себе, что религия является вымыслом.