НАУКА О ПРОЧНОСТИ

ИЗГИБ ПРЕВРАЩЕН В РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ

М то же предпринимают строители для того, чтобы мо - ^ сты ео стометровыми пролётами и широкие перекры­тия заводских цехов были прочными? Вместо балок они применяют другие конструкции, а именно фермы и арки.

Ферма — это конструкция, преобразующая изгиб в ра­стяжение или сжатие. На рисуике 19 вверху показана са­мая простая ферма. Она состоит из трёх брусьев, соеди­нённых в внде треугольника шарнирами.

ИЗГИБ ПРЕВРАЩЕН В РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ

Рис. 19. Простейшая ферма и ферма железнодпрожного моста.

Стропила, поддерживающие кровлю, образуют такую конструкцию, известную уже много тысяч лет. Нагруз­ка, приложенная в вершине треугольника, сжимает на­клонные брусья и растигивает горизонтальный брус. Таким образом, ни одна из частей фермы не испытывает изгиба.

На том же рисунке 19 изображён железнодорожный мост. Его ферма состоит из треугольников. Нагрузки, при­ложенные в узлах (так называются места соедипения стержней фермы), не изгибают стержней, а вызывают растяжение или сжатие.

Благодаря тому, что части фермы испытывают не из­гиб, а главным образом растяжение или сжатие, вся Кон­струкция получается прочной, лёгкой и экономичной.

Широко применять фермы начали в XIX веке, в связи с железнодорожным строительством.

Выдавшийся русский инженер и учёный Дмитрий Иванович Журавский в середине прошлого столетия со­здал теорию расчёта мостовых ферм. Профессора Л.; Д. Проскуряков и Н. А, Белелюбский, сочетавшие глу­бокое знание теории с практическим опытом, разработали совершенные для своего времени конструкции крупней­ших ферм железнодорожных и шоссейных мостов.

В наше время фермы применяются не только в мосто­строении, но и при постройке перекрытий крупных цехов, в конструкциях подъёмных кранов, опор высоковольтных

ИЗГИБ ПРЕВРАЩЕН В РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ

Рис. 20. Схема арки и арочный железобетонный мост.

Линий и других сооружений. Даже крыло самолёта зача­стую имеет «скелет» в виде лёгкой фермы.

Достоинства фермы многообразны, но она имеет и свои недостатки. Для постройки фермы железнодорожного моста нужно миош стали. А нельзя ли сэкономить металл, заменить его, где возможно, более дешёвыми материа­лами — железобетоном, бетоном, камнем? Можно. Но вы­полнить ферму из бетона или камня нельзя, так как эти материалы плохо выдерживают растяжение. Если же вме­сто ферм, использовать арки, тогда можно мосты строить из бетона или камня.

Простейшая арка (рис. 20) представляет собой дуго­образный брус, концами упирающийся в опоры. Под на­грузкой арка стремится распрямиться и раздвинуть опоры.

Возникающее при этом горизонтальное давление назы­вается распором. В некоторых типах арок их концы соеди­няют специальной стяжкой, принимающей на себя усилие распора и. работающей на растяжение.

Арка — одна из древнейших строительных конструк­ций, насчитывающая более 5000 лет. Материал арочного сооружения при нагрузке испытывает главным образом сжатие. Строители древлости, не знавшие ни стали, ни бе­тона, возводили арки и своды из камня.

Ещё в XVIII в. крупную арку из дерева спроектировал И. П. Кулибин для одпопролётного моста через реку Неву. Работая над этим проектом, Кулибин создал и тео­рию расчёта арок.

Советскими строители ми возведены крупнейшие арки из железобетона, например арка моста через Днепр про­лётом почти 230 м для двухпутной железной дороги и ав­томобильного движения. Замечательны по своей грузо­подъёмности и красоте железобетонные арки четырёхпут­ного железнодорожного моста, висящего нзд каналом имени Москвы у Химок.

Своими успехами в строительстве арочных сооруже­ний инженеры во многом обязаны трудам академика Г. П. Передерия, действительного члена Академии наук Грузинской ССР К. С. Завриева и других советских учё­ных, разработавших теорию и методы расчёта железобе - тонных, бетоппых и каменных арок.

НАУКА О ПРОЧНОСТИ

МЕТАЛЛ ПОЛЗЕТ

Т Акие свойства металлов, как пластичность, упругость, прочность, значительно изменяются с изменением тем­пературы, давления и других условий работы. На прак­тике детали многих машин и сооружений работают под воздействием высокой температуры. …

УСТАЕТ ЛИ МЕТАЛЛ

С Тремительно мчится паровоз. Пар гонит поршни по ци­линдрам. Штоки тянут и толкают шатуны. Все детали движутся быстро и непрерывно. Неужели никогда «не устают»? Движется шток вперёд и назад. Сталь, …

ПРОЧНОСТЬ ПРИ УДАРЕ

Р Абота почти всякой машины сопровождается более или менее сильными ударами. Даже тиканье наручных ча­сов, которое можно услышать, только поднеся их совсем близко к уху, есть не что иное, как …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.