НАНОТЕХНОЛОГИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ
СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР
При любом обсуждении стратегии финансирования необходимо учитывать разницу между идеализированной схемой и реалистичным подходом. С одной стороны, для развития нанотехнологии требуется долгосрочное соглашение о координации деятельности между финансирующими правительственными организациями, однако, с другой стороны, бюджеты этих организаций составляются и пересматриваются ежегодно с учетом разнообразных конкурирующих между собой интересов. Научно-техническое сообщество должно тщательно взвешивать риски и преимущества отдельных проектов, а финансирующие организации должны определять общие границы развития нанотехнологии и его приоритеты. Для определения стратегии капиталовложений в нанотехнологические исследования необходимо прежде всего довести до сведения официальных лиц, принимающих решения, в чем состоят наши национальные приоритеты.
Принятие ННИ, возможно, является наилучшим средством обратить внимание чиновников высокого ранга на тот факт, что развитие нанотехнологии уже достигло того критического уровня, при котором она требует к себе особого отношения. Резкое увеличение финансирования нанотехнологических исследований явилось важным кратковременным достижением, однако в стратегическом плане (считая конечной целью создание жизнеспособной нанотехнологической культуры, порождающей новые технологии) необходимо удвоение выделенной суммы на период от пяти до семи лет. Федеральные агентства должны координировать и объединять свои усилия до тех пор, пока нано - технология не сможет развиваться самостоятельно.
В качестве первоочередной задачи следует считать увеличение финансовой поддержки малых исследовательских групп в университетах. Необходимо увеличить не только количество субсидий (в настоящее время поддерживается лишь небольшое число ценных предложений), но и их размеры. Программы академических, национальных и промышленных лабораторий должны расширяться до достижения некоторой «критической массы», после чего может возникнуть широкая технологическая база. На определенном этапе развития нанотехнологии необходимо заинтересовать деловые круги программами субсидий на поддержку малого бизнеса и инновационных проектов, а также демонстрацией возможностей новых технологий в региональных центрах.
Станет ли ННИ реальной программой инвестиций, которые научное сообщество сможет эффективно использовать для развития науки? Нанонаука сейчас развивается спонтанно по всему миру вследствие появления новых методов изучения вещества, синергизма различных научных дисциплин, а также возникновения новых технологий и способов их использования. Появление новых средств экспериментального исследования и моделирования также расширяет возможности развития науки. Число публикаций по исследованиям нанотехнологий удваивается каждые 2—3 года, а в ближайшее десятилетие можно ожидать революционных открытий в этой области. Как уже неоднократно подчеркивалось в данной книге, открытие и развитие новых принципов в нанотехнологии должно значительно изменить многие существующие технологии и общественные отношения, включая вычислительную технику, средства связи, химию, фармакологию, методы охраны окружающей среды, энергетику, здравоохранение и т. д. Необходимость выработки Национальной нанотехнологической программы определяется возможностью вызвать значительные изменения в экономике и социальной жизни.
Расходы федерального правительства на нанотехнологические исследования в 1997 г. составили примерно 116 млн. долл. [2, 3]. В эту сумму включены только расходы на разработки, непосредственно связанные с получением или использованием наноматериалов или наноустройств, а не на исследования, связанные только с изучением и описанием наномасштабных явлений. При более широком определении нанотехнологических исследований расходы на них федерального правительства в 1999 г. составили около 255 млн. долл. Однако для развития нанотехнологий в настоящее время требуется значительно больше денег, и сейчас многие перспективные работы не проводятся из-за недостатка средств. Например, по программе поддержки междисциплинарных исследовательских групп (в рамках программы «Функциональные наноструктуры» ННФ) в 1998 г. было получено только 13% планируемого финансирования, что позволило охватить субсидиями лишь 1 /3 заявок, достойных поддержки (условия программы, к сожалению, разрешали подавать от каждого университета не более двух заявок, что также снизило их количество). Программа Министерства обороны (в рамках Программы фундаментальных исследований за 1998 г.) по изучению наноструктур обеспечила финансирование лишь 17% поданных заявок. Приблизительно 1/3 проектов получила у экспертов оценки «очень хорошо» и «отлично», т. е. число работ, достойных поддержки, оказалось значительно большим, чем то, которое способна финансировать данная программа.
Грубую оценку реального масштаба нанотехнологических исследований в США (подразумевая под этим общее число связанных с ними ученых и стоимость используемого оборудования) можно получить, исходя из того, что общее число проданных в США СТМ составляет около 4000. Можно приближенно считать, что с каждым таким прибором связана работа двух исследователей на полной ставке (мы исходим из предположения, что примерно половина объема научной работы связана с планированием экспериментов, анализом данных и оформлением полученных результатов). Это соответствует расходам на персонал и оборудование около 300 000 долл./год (возможно, что наша оценка преувеличивает стоимость оборудования университетских лабораторий и преуменьшает его стоимость в правительственных и промышленных лабораториях). Принимая во внимание, что примерно такую же сумму надо потратить на теоретические исследования и измерения, осуществляемые на многих других приборах (электронные микроскопы высокого разрешения, микроскопы ближнего поля, установки малоуглового рассеяния нейтронов и т. д.), общий потенциал научно-исследовательских работ в области нанотехнологий в США можно оценить как 1,2 млрд. долл. в год. Увеличение финансирования вдвое в 2001 г. сможет обеспечить только половину этой суммы и позволит материально поддержать не все исследовательские группы и идеи. Поскольку субсидии на нанотехнологии станут доступнее, дополнительное финансирование позволит привлечь к разработкам новые группы талантливых исследователей.
Приоритеты и выводы. Развитие нанотехнологии обеспечивается многими научными направлениями и обещает грандиозные социальные и экономические преобразования в 21 в. По многим направлениям уже получены (но еще не реализованы!) интересные и многообещающие результаты. Для общего ускорения развития нанотехнологии и обеспечения ведущей роли США в этом процессе необходимо значительно увеличить ее финансовую поддержку и усо - вершенстовать научную инфраструктуру, согласно Национальной нанотехнологической программе. Для обеспечения высокого уровня исследований и их интенсификации необходимо сначала добиться быстрого удвоения финансирования в национальном масштабе, а затем его повторного удвоения, но долгосрочной перспективе. Финансирующие организации должны поддерживать новые формы научного сотрудничества, расширять образовательные программы и формировать научную инфраструктуру, обеспечивающую широкий доступ исследователей к приборам, методикам и источникам информации.