НАНОТЕХНОЛОГИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ
Образование
Пока неясно, будут ли учтены проблемы образования, кратко изложенные в разд. 11.2, федеральными организациями, однако можно рекомендовать некоторые меры, которые будут способствовать улучшению ситуации и могут быть учтены при подаче заявок на финансовую поддержку.
Поддержка важна для исследователей всех уровней (работающихКак индивидуально, так и в составе малых групп и больших центров и институтов), однако для проведения междисциплинарных исследований требуется специальное техническое образование. В частности, система образования должна быть организована так, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между студентами, аспирантами и преподавателями. Работа и обучение в объединенном исследовательском центре должны давать студентам широкий набор знаний и навыков, относящихся к смежным областям исследований, для того чтобы их научная деятельность была продуктивной.
Для обеспечения общественной поддержки нанонауки и нанотехнологии необходимо осуществлять с участием студентов всех курсов мероприятия по популяризации достижений нанотехнологии. В качестве плана таких мероприятий можно было бы взять программу связей с общественностью, которую осуществляет ННФ в области образования.
Разработка учебных планов и программ. Разработка учебных планов важна для организации междисциплинарного образования, в особенности в тех областях, где требуется сочетание физических и биологических методов исследования. Поэтому целесообразно включать разработку учебных планов в программу финансирования исследовательских центров.
В качестве примера рассмотрим изменение учебной программы электротехнических факультетов посредством введения в нее изучения методов конструирования, изготовления и испытания наноэлектронных устройств. Приступая к такому изменению учебной программы, руководители факультетов должны, в частности, принять решения по следующим вопросам:
1. Должны ли студенты изучать всю технологическую цепочку (конструирование, изготовление и испытание) или, например, только конструирование и испытание?
2. Если изготовление нанообъектов не входит в учебный курс, следует ли рекомендовать студентам хотя бы ознакомление с технологией?
3. Если курс все же включает в себя изготовление нанообъектов, то какой из упомянутых выше подходов («сверху-вниз» или «снизу-вверх») следует считать приоритетным?
4. В зависимости от доступности технологии изготовления можно выбрать подходы, связанные с комплементарными МОП-структурами, квантовыми клеточными автоматами и т. д. Желательно, чтобы уже на уровне проектирования электрических цепей и испытания наноэлектрических устройств учащиеся пользовались системой компьютерного проектирования и испытания.
5. Система компьютерного проектирования и испытания позволяет проводить исследования в нескольких направлениях: моделирование устройств, динамическое моделирование цепей, проектирование устройств и их компоновка, определение характеристик устройств и цепей.