МОТОР

МОТОР

В. Д. ЗАХАРЧЕНКО

^тро. Вы проснулись, умылись, согрели чай на газовой ** или электрической плитке, наконец, вышли из дома и сели в автобус. Навстречу идут трамваи, троллейбусы, автомашины. Вы сходите с автобуса, и бесшумный эска­латор спускает вас на станцию метро. Просторная плат­форма залита электрическим светом. Автоматически от­крываются двери подошедшего поезда, и через минуту поезд мчится по тоннелю. Вы и не думаете о том, сколько машин за этот короткий срок совершали для вас самую разнообразную работу. Подавали воду и газ насосы, рабо­тал мотор автобуса, вращались электродвигатели эскала­тора, генераторы посылали электрическую энергию для освещения и вентиляции метро, сжатый воздух открывал двери вагона...

Техника так прочно вошла в нашу жизнь, мы так при­выкли к ней, что часто не замечаем её.

Основой современной техники, сердцем любой совре­менной машины является двигатель — мотор.

«Всякая вполне развитая машина,—писал К. Маркс,— состоит из трёх существенно различных частей: двига­тельного механизма, трансмиссии (передаточного меха­низма), наконец, исполнительного механизма или собст­венно рабочей машины. Двигательный механизм действует как движущая сила всей машины. Он или сам порождает свою двигательную силу, как, например, паровая машина, калорическая машина (действующая нагретым возду­хом), электромагнитная машина и т. д., или же получает импульс извне от какой-либо готовой силы природы, как

Водяное колесо от падающей воды, крыло ветряной мель­ницы от ветра и т. д.».

Много тысяч лет назад человек научился получать огонь трением сухих кусков дерева друг о друга. Так впервые механическая работа трения была переведена в теплоту.

Прошли тысячелетия, и человек научился управлять обратным процессом — преобразовывать тепло в механи­ческую работу; был создан первый тепловой двигатель — паровая машина.

Первую паровую машину изобрёл и построил в 1764 году на Алтае горный мастер Барнаульского завода Иван Иванович Ползунов. С тех пор человек заставил работать на себя огромное количество тепловой энергии, скрытой в угле, нефти, дровах, газах.

Топливо сжигается в специальных топках паровых машин и нагревает воду в котле. Вода превращается в пар, который приводит в движение паровую машину. Та­кие машины и служат двигателями пароходов и паро­возов.

Однако в топке и в котле теряется значительная часть энергии топлива,— нередко 90—95 процентов. Кроме того, само устройство топки и котла сложно и громоздко, а это особенно неудобно для городского транспорта. Не­обходимо было создать небольшой по размерам двига­тель, в котором энергия топлива использовалась бы наи­более экономно, то-есть чтобы топливо сгорало не в от­дельной топке, а в самой машине. Топливом в данном случае может служить горючий газ, бензин или нефть.

Первый такой двигатель внутреннего сго­рания, работавший на сырой нефти, был создан в Рос­сии. В России же были построены первый теплоход и пер­вый тепловоз.

С появлением лёгкого и всегда готового к действию двигателя стало возможным развитие автомобилестро­ения, тракторной промышленности и авиации.

Двигатели внутреннего сгорания — наиболее выгодные моторы. Казалось, человечество имеет в своих рука-х мо­тор, который может быть установлен на транспорте лю­бого вида. Однако в последние годы авиацию уже не удовлетворяет «обычный» авиационный мотор. На смену ему приходит двигатель внутреннего сгорания особого

Рода — реактивный! двигатель. Честь создания и применения в авиации реактивного двигателя принад­лежит великому русскому учёному Константину Эдуардо­вичу Циолковскому.

У самых истоков развития моторостроения и на пороге его будущего стоят русские изобретатели. Их дело

ДВиация

МОТОР

Рис. 1. Широко применение двигателей внутреннего сгорания в технике.

С успехом продолжают советские учёные и конструк­торы.

5

подпись: 5Велико и многообразно семейство современных двига­телей внутреннего сгорания. В этой небольшой книге мы расскажем только о тех из них, которые применяются на транспорте. Мы расскажем здесь, как устроен и как работает двигатель внутреннего сгорания, как служит он человеку на земле, на воде и в воздухе. Мы расска­жем также и о том великом вкладе, который на протя­жении многих лет внесли в дело развития и усовер­шенствования мотора русские мастера, изобретатели и учёные.

2 Мотор

МОТОР

Зачем нужны прокладки для двигателя?

Мотоцикл — быстрый и удобный транспорт. А любой транспорт требует ухода, особенно его моторная часть. Двигатель — это сложный механизм, состоящий из множества деталей, которые соприкасаются друг с другом. Качественная …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оы познакомились с различными двигателями внутрен - него сгорания, объединёнными одной общей чертой: в них сжигание топлива происходит в самом двигателе. Подведём заключительные итоги. Наша Родина имеет бесспорное первенство в …

ВОЙНА МОТОРОВ

В памяти каждого из нас всё ещё живы неостывшие воспоминания о победоносной Великой Отечествен­ной войне. Эта война потребовала колоссального напря­жения всех сил нашего народа, опиравшегося на высокую военную технику сталинских …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua