«СУЗУКИ Т20 СУПЕРСИКС »
В 1909 г. Мичио Сузуки основал производство шелкоткацких станков п выпускал их до Второй мировой воины. В 1952 г. трудности сбыта ( глнков заставили Сузуки разработать и продава ть двухтактный 36-кубовый моторчик 11ау:-)р Фри», который крепился скобами к раме велосипеда. Через год появился больший, 60-кубовый вариант «Даймонд Фри», а в мае 1954 г. фирма «Сузуки» выпустила первый мотоцикл - четырехтактный Колледа» с одним цилиндром объемом 90 см3.11а соревнованиях 1954 г. по подъему па гору Фудзияма оп победил 85 соперников.
В конце 50-х и начале 60-х гг. фирма «Сузуки» выпускала малые
«СУЗУКИ T20 СУПЕРСИКС» (1966 г.)
Двигатель с воздушным охлаждениям, двухтактный, с. двумя рядными цилиндрами
Объем
цилині)[іо« 247 см3 (54 х 54 мм) Мощность 21,3 кВт (2У л. с.),
12л Гц (7500 об/мин)
Масса
138 кг (сухая)
Макси малья ая скорость 152 км/ч
■ ВВЕРХУ.
«Су перси КС» с двухтактным рядным
двухцилиндровым двигателем получил назвати: от шеепшекороетной коробки передач.
Я СЛЕВА.
Привлекательный
дизайн, хорошие характеристики и управляемость обеспечили «Суперсиксу» популярность.
Я ІІЛ С. 231, СПРАВА.
«GT500», рядная «двойка» начала 70-х гг., иліе. іа максимсыьную скорость 177 км /ч, но посредственную управляемость.
Я НА C.23I, СЛЕВА. Первыми комплект чьими мотоциклами «Сузуки» середины 50-х гг. были двухтактные «Коляеды»
(90 и 12.5 см3).
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я
■ СПРАВА. Хотя и слишком большой и массивный, чтобы быть действит&шю хорошо управляемым, «GT750» показеиг себя неплохим спортшпю - туристическим митоциююм. |
Я ВНИЗУ. Рельефные формы «GT750» выдавали его большую массу. |
мотоциклы с двухтактными 125-кубовыми двигателями. Среди них были первый специально гоночный «Колледа RB» (1959 г.), много дешевых почтовых мотоциклов и спортивный 250-кубовый «Т10» (1963 г.) — первый экспортный успех фирмы. R 1966 г. появилась 250-кубовая «двойка» нового поколения —
«Т2 Суперсикс» («Х6» в США), выдвинувшая фирму «Сузуки» на видное место.
1 Іазвание «Сикс» (шесть) указывало на шестискоростную коробку передач, но большее впечатление производила максимальная скорость: 160 км/ч (100 миль/ч). Полностью пересмотренный двигатель «Суперсикс» достигал мощности
21,3 кВт (29 л. с.) и имел встроенную систему смазки «Пози-Форс». Выдающимся достижением была и первая сдвоенная рама машины, обеспечившая хорошую управляемость при малой массе. Максимальная скорость 114—160 км/ч была вполне достаточной, чтобы «Суперсикс» стал большим хитом.
В 1967 г. фирма «Сузуки» выпустила на рынок «Т500» — более мощную двухтактную рядную «двойку», которую в США называли «Титан», а в Великобритании «Кобра». При простоте и посредственной управляемости 46-сильный (34 кВт) «Т500» был надежным, экономичным и быстрым мотоциклом с максимальной скоростью 177 км/ч. Он сохранялся в производстве десять лет, получив за это время дисковый передний тормоз, электронное зажигание, новый дизайн и название «СТ500».
Первым настоящим супермотоциклом «Сузуки» был «GT750» 1971 г., большой трехцилиндровый, двухтактный, с водяным охлаждением.
В Великобритании его называли «котлом», а в США «буйволом».
Немного усиленный 736-кубовыи двигатель мощностью 49,3 кВт (67 л. с.) довел максимальную скорость до 185 км/ч. Этот «Сузуки был плавным, бесшумным и удобным, но большим и тяжелым. Он уступал в ускорении таким соперникам, как 750-кубовый «Кавасаки Н1». Но универсальные возможности «(ІТ750» поддерживали его популярность почти до конца 70-х гг.
■ СЛЕВА. Несмотря на огромную мощность, управ. іять «GT1000» было легче, чем всеми японскими супермотоциклами. |
■ ВНИЗУ. Четырехц ил индровы й двигатель «GT1000* основывался на проверенной «Кавасаки>•> схеме с восемью нижними клапанами. |
* «Сузуки» |
«СУЗУКИ GS1 ООО» (1978 г.)______________________ |
■ СПРАВА. Почти обычный ди. юин • GT1000- скрывал его иск-іючи тельные качества. |
Даигатиль с возд (иным охлаждением, 8 нижних клапанов, номефгч мая «четверка» Объем цилиндров 997 см1 (70 X 64.8 мм) Мощность 64 кВт (87 л. с.), 133 Гц (8000 об/чин) М/ига 2-12 кг (сухая) Максимальная скорость 216 км/ч |
♦ |
I |
і 4 |
■ «СУЗУКИ GS1000» «(;s 1 ООО» стал знаковым МО1ГОЦИКЛОМ не только для фирмы «Сузуки», но и для всей японской мотопромышленности. ІІОЯВИШІТИСТ. в 1978 г., «GS» превзошел своего прямого соперника — «Кавасаки Z1» почти по веем статьям. Особенно важно, ч го шасси этой машины было достойно ее большого четырехцилиндрового двигателя. Японцы с годами научились строить большие машины, но «GS» был первым супермотоциклом, которым было действительно хорошо управлять. Формат «GT1000» был почти таким же, как у «GS750», выпущенного годом раньше. Кго 997-кубовый двигатель с |
■ внизу. ■ в самом низу. ■ ВНИЗУ.
В 1980 г. Веслп Ку. іей выиграя для «Сузуки» Грозиый «Катана 1100» (1982 г.), Первым большим четырехиилиндровьш
чемпионат супермотоциклов в США на оформ пятый англо-германский фирмой родстером «Сузуки» был «GS750 Фор»,
отрегулированном Иоишмурой <•GS1000S'». «Таргит Дизайн», даже выглядел быстрым. выпущенный в 1977 г.
воздушным охлаждением, двумя распределительными валами и восемью клапанами достигал мощности 64 кВт (87 л. с.). Шасси имело жесткую раму из стальных труб, настраиваемые детали подвески, широкие шипы и двойные передние дисковые тормоза. Строгий и приятный дизайн даже немного успокаивал.
Характеристики «Сузуки» были превосходны: он сочетал резкое ускорение с: максимальной скоростью 216 км/ч. Мощность в среднем диапазоне изменялась плавно, и при этом «GS» был комфортабелен и надежен. Мало шумящий мотоцикл был устойчив, как скала, па прямой дороге и сохранял устойчивость даже при поворотах на большой скорости, ос тавляя соперников позади. Единственным слабым местом «GS1000» был некоторый недостаток обаяния. Эта производящая большое впечатление машина укрепила ведущее положение фирмы «Сузуки» в производстве супермотоциклов.
В 1977 г., всего за год до появления «GS1000», фирма «Сузуки» выпустила «GS750», свой первый большой четырехцилипдровый мотоцикл, и сразу достигла успеха. 11ри пиковой мощности 50 кВт (68 л. с.) э та машина с двойным распределительным валом плавно разгонялась более чем до 193 км/ч, имела крейсерскую скорость 144 км/ч и превосходила таких соперников, как «Хонда СВ750» и «Ямаха XS750». Управлять ею было приятно, и она завоевала хорошую репу тацию, еще увеличенную последующими моделями. Быстрый, изящный и надежный «GS750» стал для «Сузуки» началом больших успехов.
16- клапаппый «GSX1100», сменивший в 1980 г. иосьми-
клапанный «GS1000», был еще быстрее и конкурентоспособнее, но с неприятными, угловатыми очертаниями. Два года спустя фирма «Сузуки» улучшила его, выпустив ошеломляющий «GSX1100S Катана». Сочетание носового обтекателя, низких p’s чек руля, горбатого бензобака и седла, скомбинированного с боковыми панелями, придавало этом)- мотоциклу пугающий, агрессивный облик. Отсюда и название «Катана» — «Меч самурая». Его
четырехцилиндровый двигатель был усилен до 81,7 кВт (111л. с.), а максимальная скорость превысила 225 км/ч. Управлінь нм было превосходно, несмотря на массу в 250 кг, а стиль «Сузуки* и приемлемая цена принесли ему большой успех.
■ «СУЗУКИ GSX-R750»
І Іояізление в 1985 г. «Сузуки GSX-R750» оказало огромное влияние на разработку7 спортивных с пермотощіклов. Он был первым в Японии повторением гоночного мотоцикла, не представлявшим (обой просто попытку придать (ери иной машине для эндуро форму; пригодную Д'1Я общественных дорог. «(.SX-R» был быстроходен, легок п целеустремлен. Ни одна другая серийно производимая «четверка» не могла приблизиться к его ЛI рессивному, ПОр< )ДИСТ< )-ГОІ ІОЧІ юму (>б>лику.
Каждая тіасть «GSX-R» была разработана для получения высоких характеристик и малой массы. Его
■ ютырехцилипдровый двигатель с 16 клапанами, масляным охлаждением и легкой магниевой крышкой кулачковой камеры достигал мощности 73,6 кВт (100 л. с.) при 175 Гц (10 500 об/мин). Дюралевое шасси было вдвое легче стальной рамы
■ СЛЕВА. Оригинальное сверхлегкие шасси GSX-R750» прекрасно иі'. іо себя на виражах, но на высоких скоростях иногда быва ю неустойчиво.
Я СПРАВА,
НА С. 835.
Сначала «GSX-R» имели дюралевую раму и двигатель с 16 клапанами и воздушным охлаждением.
Я ВНИЗУ.
Первый «Сузуки GSX-R750
созданный на основе серийного мотоцикла для эндуро, был прост о его
повторением.
предыдущего «GSX750» и несло прочную переднюю вилку диаметром 41 мм. Іоночньїй обтекатель с двумя фарами, приборы на пенопластовой панели, укороченные ручки и подножки дія заднего сиденья дополняли этот перечень.
■ ВВЕРХУ. Эрве Муано привел команду фирмы «Сузуки» ко многим победам в эндуро. Я ВНИЗУ. Модель «GSX-R750» 1994 г. имела двигатель мощностью 85,4 кВт (116 л. с.) с водяпым охлаждением. |
Я СЛЕВА. Повторные усовершенствования шасси с годами улучшали управляемость ■< GSX-R750 . ■ ВНИЗУ СЛЕВА- Поздние .модели <<GSX-RII00> не выдерживают сравпення с превосходным первоначальным мотоиикмм 1986 г. |
управляемость больших «GSX-R». Частые дальнейшие исправления в течение 90-х гг. восстановили некоторое равновесие и даже увеличили мощность, но «CSX R1100» никогда уже не вернул себе ведущего положеній! В противоположность проблемам с «GSX-R1100» процесс постоянного совершенс твования «GSX-R750» позволил «Сузуки» сохранить популярность этой машины, даже когда ее успехи в гонках уменьшились. Первой большой модификацией была модель «750J» 1988 г. Ее прозвали «Слингшот» («Рогатка») за карбюратор, который был неуклюж п выбивался из общего стиля. Выли также пересмотрены детали шасси и увеличена мощность двигателя. В 1992 г. мотоцикл получил двигатель с водяным охлаждением и мощностью 85,4 кВт (116 л. с.), все еще самой высокой. Волее жесткая рама, измененная геометрия шасси и перевернутые вилки означали, что «GSX-R750W» в отдельных деталях удаляется от первоначальной модели. По пути он также увеличил свою массу Но в целом дух «GSX-R750» не изменился. |
Двигатель |
с масляным охлаждением 16 нижних клапанов, поперечная «четверка» |
Объем |
|
цилиндров |
749 гм* (70 X '18,7 мм) |
Мощность |
73,6 кВт (100 л. с.), 175 Гц (10 500 об/мин) |
.Масса |
170 кг (сухая) |
Максимальная |
|
скорость |
233 км/ч |
«■СУЗУКИ GSX-R750- (1»85 г.) |
революции в спортивных мотоциклах фирма «Сузуки» выпустила увеличенный вариант, который внес новые изменения в характеристики двухколесных машин. «GSX-R1100» 1986 г. добавил увеличенную среднюю мощность и повышенную максимальную скорость к ценным качествам малых моделей: их легкому весу управляемости и трековому стилю. Двигатель мощностью 92 кВт (125 л с.) с масляным охлаждением обеспечил максимальную скорость 249 км/ч и мгновенное ускорение при повороте акселератора. Легкое шасси с. дюралевой рамой дало прекрасную управляемость. К несчастью для «Сузуки», новый вариант 1989 г., «1100К», при улучшенном дизайне имел неудачное шасси, которое ухудшило |
Характеристики отвечали веем ожиданиям. Скорость возрастала плавно до 117 Гід (7000 об/мин), при которых «GSX-R» разгонялся до 233 км/ч с глухим ревом из своих выхлопных труб «четыре в одну». Управляемость и торможение были превосходны благ одаря очень малой массе в 176 кг. «GSX-R» сразу же имел успех как на треках, так и в выставочных залах, и его концепцию поспешно стали повторять другие фирмы, создавая новые марки спортивных супермотоциклов. Через год после начатой появлением «GSX-R750» |
■ ВНИЗУ СЛЕВА.
У ранних «RG500>> гяыаждаемыи водой двигатель с четырьмя цилиндрами квадратом сидел в раме из стальных труб.
Я В САМОМ ІІИЗУ.
«RG500», на котором Бэрри Шин стал чемпионом, использовала английская команда гонщиков «Тексако Герои».
Ш «СУЗУКИ RG500»
Первым выходом фирмы «Сузуки»
11 л международную арену была борьба за ТТ на ос і рове Мэн в I960 г. Среди гонщиков в классе 125 с. м3 был и Митсуо Ито, возглавивший позже гоночную команду фирмы. Результаты были скромными, по потом принесли пользу; Команда жила в одном (Пеле с гонщиком «MZ» Эрнстом Дсгнером, который в 19G1 г. бежал «*3 ГДР и передал фирме «Сузуки» секреты мощных двухтактных мотоциклов германской фирмы.
И 19G2 г. Дегнер выиграл для Сузуки» чемпионат мира в новом классе 50 см3. І Іовозеландец Хью Андерсон и немец Ганс Іеорг пшейд за следующие пять сезонов принесли фирме еще пять титу лов па этих самых маленьких машинах, а Андерсон выиграл также п чемпионаты 1963 и 1965 гг. в классе 125 см
Со временем пришли успехи
■ СУЗУКИ RG500» (1976 г.)______________
Двигатель с водяным охлаждением, ротацноммм ми дискет, їм it клапанами, двухтактный,
-1 цилиндра квадратом
Объем
цилиндров 495 см* (54 х 54 мм)
Мощность 84 кВт (I Г1 л. с.),
______________ 183 Гц (11 ООО иГ)/мим)
Масса 125 кг (сухая)
Мак сим ал ьная скорость 272 км/ч
и в престижном классе 500 см3 на легендарной «квадратной четверке» «RG500», которая не только выиграла четыре мировых чемпионата, но и на целый десяток лет была любимой для многих частных гонщиков. Конструкция «RG» была разработана в середине 60-х гг. на основе недолго прожившей «RZ63» — «квадратной четверки» с объемом цилиндров двигателей 250 см3, которая заедала па высоких скоростях и получила за это прозвище «Уисперинг Дэф»
(«Шелестящая смерть»), «RG500» впервые у частвовал в гонках в 1974 г. Среди гонщиков был начинающий британский ас Бэрри Шин. После разрешения первоначальных проблем его двухтактный двигатель с водяным охлаждением и дисковыми клапанами доказал свою мощность и надежность.
К 1976 г. «RG500» получил более мощный двигатель и привел
■ с п на к А. Кевин Шванц на <■RGV500» выигрывает в 1993 г. титул чемпиона. |
Я СПРАВА И ВНИЗУ. Обаяние и зрелищность Бэрри Шипа бьии для фирмы «Сузуки» так же важны, как и езо способности гонщика. |
Я ВНИЗУ СПРАВА. Швами выиграл на «■RGV50V» два Гран-при в 1988 г., но, чтобы стать чемпионом, потребовалось еще пять лет. |
оставило его на втором месте в чемпионате.
В 1992 г. фирма «Сузуки» пересмотрела «RGV», расположив его цилиндры под углом 70° и установив порядок зажигания «большой взрыв». Это сделало 170-сильный (125 кВт) двигатель V'] надежнее. В сезоне 1992 г. повреждения машины помешали Швапцу. Но в следующем году’ его выдержанная и все же агрессивная манера вождения в соединении с быстроходностью, надежностью и неизменно прекрасной управляемостью «Сузуки» наконец позволили заменить его привычный стартовый №34 па чемпионский № 1.
Шина и «Сузуки» к первом)’ титулу чемпиона в классе 500 см Другие гонщики на «RG» заняли следующие пять мест. Шин повторил победу для «Сузуки» и в 1977 г., а итальянцы Марко Лучинелли и Франко Унчини выиграли на «RG500» чемпионаты в команде «Галина» в 1981 и 1982 гг. К том}' времени двигатель превратился в рядную «четверку» с мощностью 91,3 кВт (124 л. с.), а стальные грубы рамы сменились дюралевыми.
В 1987 г. «RG500» был заменен на «RCV500» с полностью новым двигателем V4, по фирме «Сузуки» с тало трудно содержать свою гоночную команду. В этом сезоне надежду на выигрыш Гран-при принес американец Кевин Шванц, начавший с фирмой длительное сотрудничество. Следующие пять сезонов были неудачными. Гак, в 1990 г. Шванц в пяти Гран-при потерпел пять аварий, что