«Нортон»
■ СЛЕВА. «Модель 19» 1926 г. была окрашена в любимые цвета Нортона; серебряный и черный. |
■ НОРТОН CS1»
■ ВНИЗУ. Этот заводский CS1» (1927 г.) отт в Брукленде. |
Я С JI К КА. Возле двигателя CS1» видна давшая ему имя коническая передача (по-английски < CS ) к верхнему распределительному валу. |
«НОРТОН CS1» (1927 г.)________________ Двигатель с воздушным охлаждением, 2 клапана, одноцилиндровый Объем ииіиидра 190 гм3 (7Й X 100 мм) Мощность около 14,7 кВт (20 л. с.) Масса 145 кг (с бензином) Максим иль и ая скорость 128 км/ч |
Джемс Лэпсдауп Нортон построил с ной псрпый мотоцикл в 1902 г., п вскоре его быстрые гоночные машины и прочные, надежные роде геры завоевали хорошую репутацию. В 1907 г. Рэм Фаулер па «Нортоне» с двигателем «Пежо» выиграл в классе двухцилиндровых мотоциклов первый ТТ на острове М:>п. Іодом позже Нортон ввел одно - и двухцилиндровые д в и гатели собствен ной конс трукции. В числе первых моделей были 490-кубовый «16Н», хороший родстер, и 633-кубовый четырехсильный (3 кВт) «Виг 4» с длинным ходом поршня, часто использовавшийся с коляской. По как инженер Джемс Нортон был лучше, чем как бизнесмен, ив 1913 г. фирму пришлось ликвидировать.
I |
Вскоре была образована фирма «І Іортон Моторе Лимитед» под с» жместным руководством Джемса
ДРУГИЕ МАРКИ
■ ВВЕРХУ. Это изображение победоносного «Нортона» начала 30-х гг. просіїавляет многолетние победы фирмы в гонках на ТТ д ія бо ibumx машин. |
■ СЛЕВА. Ключевые фигуры фирмы — Па Нортон и Чародеи О’Донован позируют вместе с гонщиком Рексом Джуддом. |
■ «НИМБУС»
От своего основания к 1919 г. до закрытия в конце 50-х гг. датская фирма «Нимбус» выпускала исключительно мотоциклы с 7Г>0-кубовыми двигателями с четырьмя цилиндрами в ряд, воздушным охлаждением и карданным приводом. Ранние модели имели впускной клапан над выпускным. Потом двигатель
16,2 кВ т (22 л. с.) был переработан на боковые клапаны. Военные «Нимбусы» широко применялись в датских вооруженных силах, ио гражданские модели почти не экспортировались.
■ ВВЕРХУ. «Нимбус» 1934 г. — одна из первых машин датской фирмы, на которой бьиі использован введенный в том же году новый двигатель с четырьмя цилиндрами в ряд. |
Ш «НОРМАН»
В 50-е гг. «Норман» — маленькая фирма из Кента (Англия) выставляла на ежегодных мотосалопах в Лондоне малолитражные двухтактные родстеры с двигателями «Вил ьерс», напри мер «TS Уни-твин» и «КЗ». Они были надежны, но имели слишком скромные характеристики, и фирма в 1962 г. закрылась.
■ ВВЕРХУ. Одним ш последних и лучших родстеров «Нортона ■ был 84 Спорт > 1961г. с 250-кубовым двухц итндровым двух такті іьім двигателем «Вигьерс». |
І Іортона и Боба Шелли, шурин которого Дэн О’Донован, по прозвищ)’ Чаролей, стал там главным гонщиком и наладчиком. О’Догговап разработал в Брукленде 490-кубовый одноцилиндровый «Нортон» иод названием «Брукленд Спешл», или «BS», который продавали с сертификатом, удостоверявшим, что он па треке в Сэррее превысил скорос ть 120 км/ ч. «BS» был первым в мире заводским гоночным мотоциклом. Его выпускали также в шоссейном варианте «BRS», достигавшем скорости 112 км/ч. Шасси, на котором О Донован испытывал в Брукленде двигатели «BS» и «BRS», было потом реконструировано, названо «Олд Миракль» («Старое диво»)
и применялось в классических машинах много лет.
В начале 20-х гг. Нортон переделал одноцилиндровый двигатель для работы с верхними клапанами, создав родстер «Моделі^ 18». Эта машина выиграла I I для больших мотоциклов в 1924 і, через год после того, как Нортон, которого все звали Па, умер в возрасте 56 лет от болезни сердца. В 1927 г. фирма создала «CS1» с другим техническим новшеством: верхним распределительным валом. «GS1» сразу же успешно выступил на гонках, победив в «Стенли Вудс» и других соревнованиях, а годом позже был превращен в суперспортивный родстер.
Нортон |
г© |
« |
» |
■ ВНИЗУ. Рама «ФедэСед > братьев Мак-Кеидлес дала этому «Мэнксу» (снимок 1955 г.) прекрасную управляемость. Я В САМОМ НИЗУ. Этому классически простому «Мэнксу» conymcmeoea. fi неизменный успех. |
U «НОРТОН мэнкс»
30-с гг. были великими для «Нортона», который в 1931—1938 гг. выигрывал каждые гонки больших 11 малых машин на ТТ. Под руководством менеджера команды, модернизатора и бывшего гонщика Джо Крейга фирма более чем заслуживала прозвище «Бесподобный Нортон», данное несколькими годами раньше. Спортивные одноцилиндровые «Нортоны» побеждали по всему миру. Успехи фирмы на острове М.)п привели к созданию гоночной версии этой модели, изготовлявшейся по индивидуальным заказам на заводе фирмы и получившей название «Мэнкс» («Мэнский»).
Самый лучший вариант «Мэикса» был создан в 1959 г. Мотоцикл, с 1937 г. имевший
«НОРТОН МЭНКС» (500 см3, 1962 г.)
Двигатель с воздушным охлаждением. 4 клапана. I цилиндр Объем цилиндра 498 см’ (86 X 85.8 мм)
|
двигатель с двойным распределительным валом, получил повое итасси из стальных труб. Его придумали два гонщика, братья Рекс и Кроми Мак-Кендлесы. Во время испытаний в Сильверстауне заводской гонщик Гарольд Дэниел нечаянно дал этой раме имя. Он сказал, что новый мотоцикл катится словно по пуховой перине («Федэбед»). Джеф Дюк на
«Федэбед Мэпксе» стал чемпионом мира в классах 500 и 350 см:ів 1951 г. и в классе 350 см3 — в 1952 г.
Хотя «Мэнкс» со временем превзошли более мощные четырехцилиндровые 500-кубовыс «Джилеры» и «МВ Агусты», он одержал много прекрасных побед в последующие годы. Многие из них одержали частные гонщики после 1955 г., в котором заводская
■ ВНИЗУ.
«Доминатор 99», выпущенный в 1956 г., имел максимальную скорость 160 км/ч и хорошую у прав. гяемость.
■ СЛЕВА. Двигатель с двумя рядными цилиндрами объемом 600 см3 и рама «Федэбед» помогли «Доминатору 99» стать noCedumi ем. |
Я ДАЛЬШЕ СЛЕВА. Джеф Дюк, трижды становити имея чемпионам мира на однощыиндровых «Нортонах». |
команда была распущена. В конце 1969 г. Годфри Нэш выиграл па «Мэпксе» Іран-при Югославии, а в 80-е гг., когда начался рост популярности классических гонок, одноцилиндровые машины снова возродились. >снех «Спид Твина» фирмы «Триумф» и производит, тх от пего машин побудил фирму «І Іортон» ввести в 1949 к свою рядную «двойку», 500-кубовую «Модель 7 Доминатор». Разработаш іьій Х( )пвуд( >м «Доминатор» давал мощность 21,3 кВт (29 л. с.) и скорость около 145 км/ч, был надежен и хорошо управляем, хотя первоначальная модель имела плохие тормоза. В 1952 г. фирма поставила двухцилиндровый двигатель на раму «Федэбед» от одноцилиндрового «Мэптсса», создав «Доминатор 88». Э та машина впервые принесла нортоновским «двойкам» репутацию прекрасно управляемых, которую они потом удерживали много лет. 1 Ісрвой нортоновской «двойкой», двигатель которой мог поспорить с ее шасси, был «Доминатор 650SS». Он был выпущен в 1962 г. с переработанным, 49-сильным (36 кВт) двигателем тта раме «Федэбед». Окрашенный |
в традиционный для «Нортона» серебряный цвет, «650SS» был красив, быстроходен, поворотами и устойчив. По и он, и последовавший за ним 750-кубоБый «Атлас» продавались не особенно хорошо, отчасти из-за относительно низкого качества изготовления и высоких цен. Это не облегчило и без того тяжелое финансовое положение фирмы.
В 1953 г. «Нортон» был куплен «АМС», владельцем фирм «АЖС» и «Матчлес», а в 1969 г. производство перешло на завод «АМС» в Южном Лондоне.
■ СЛЕВА.
Одной из лучших «двоек» фирмы «Нортон» бьы мощный и красивый «650 SS>■ (здесь — моде. н> 1966 г.).
НОРТОН КОММАНДО ФАСТБЕК» (750 см1, 1968 г.)________________________ |
■ СЛЕВА. Благодаря сочетанию плавности и традиционной для "Нортона» управляемости «Коммандо» был прекрасным мотощисюм для суровых гонок. Я ВНИЗУ. Вибрация двигателя «Коммандо» подавляюсь системой монтажа «Иштстик». Я В САМОМ низу. «Фастбек Коммандо» был очень изящным лютоииклом. |
* «Нортон |
■ «НОРТОН КОММАНДО ФАСТБЕК» (750 см3) <■ І Іортон Коммандо» была одной п:$ лучших и красивейших рядных «двоек». Выпущенная в 1968 г. машина вызвала большой интерес отчасти благодаря необычному профилю, который дал ей кличку ( Фастбек» — «Закрытая спина»), н продавалась хорошо, хотя финансовые трудности фирмы росли. Двигатель (745 см3) от «Атласа 750» давал 42,7 кВт (58 л. с.) при приемлемой массе машины 190 кг. При скорости 185 км/ч «Коммандо» легко управлялся и хорошо держался па дороге, как и все машины «I lop тона». Шасси «Коммандо» было примечательно способом, которым подавлялась вибрация, присущая двухцилиндровым двигателям п вредившая, в частности. «Атласу». |
» |
Двигатель с воздушным охлаждением, 1 клапана с толкателями, 2 рядных цилиндра Объем uuAtuulpoti 71л см® (73 X 89 мм) Мощность 42,7 кВт (58 л. < .), 113 Гц (6800 об/мни) Масса 190 ici (c:vxan) iVf а к сам ал ъ и ая скорость 187 км/ч |
я СЛЕВА. Выигрыш Стивом Хислопом большого ТТ в 1992 г. па гоночной роторной машине напомнил о славных годах «Нортона^. |
Я ДАЛЫП к. С Л КВА ВВЕРХУ. Питер Уильямс въшгрсы для • Нортона -' ТТ в Форліуле-750 в 1973 г. Я ДАЛЬШЕ СЛЕВА, ВНИЗ У. «Классик» бьиа первым роторным «Нортоном", поступ игшим в открытую продажу. Я В САМОМ НИЗУ Спортивный «Н (слева) был сдаан потипугоночного мотоцикла Стива Спрея 1989 г. |
Система «Изоластик» заключалась в креплении наклоненного вперед двигателя к сдвоенной раме через регулируемые резиновые прокладки. Они поглощали вибрацию двигателя и не передавали ее остальным частям мотоцикла. Система смогла обеспечить плавную езду даже шесть ле т спустя, когда появился «850 Коммандо» с более широкими цилиндрами.
Хотя «Коммандо» уступал соперникам в мощности, у него были некоторые успехи в гонках начала 70-х гг. Гоночный мотоцикл «Нортон Формула-750» имел і юваторскую стальную монококовую раму, которая уменьшала массу и улучшала аэродинамику Разработчик мотоцикла Питер Уильямс выиграл на нем ТТ Формулы-750 в 1973 г. Был выпущен и шоссейный вариант, но этот арьергардный бой же не смог снасти «Нортон».
Он стал теперь частью группы «ІІортон-Вильерс-Триумф», дела которой шли все хуже. Группа неуклонно шла к ликвидации, и в Г978 г. был выпущен последний «Коммандо».
По название «Нортон» не исчезло навсегда. В 1977—1987 гг. компания продолжала потихоньку разрабатывать мотоцикл с роторно-поршневым двигателем.
который нашел применение в полиции Великобритании. Со временем фирма «Нортон», теперь уже в городке Шенстаун, стал выпускать малыми сериями гражданский родстер «Классик» с 588-кубовым двухкамерным роторно-поршневым двигателем. За ним последовал туристический «Коммандер», и интерес публики к «Нортону» вырос, как снежный ком, когда роторная гоночная машина на литой раме выиграла в 1989 г. два национальных чемпионата.
Іодом позже появился «П», спортивный вариант топочной
машины, сочетающий красивый вид со скоростью 233 км/ч и надежно управляемый. 11о из-за малого объема производства цена «Г1» осталась высокой, а прибыли — низкими. В середине 90-х гг. надежды на восстановление «Нортона» рухнули, многие прежние директора были обвинены в финансовых нарушениях, и сотни акі щоиеров-учредителей потеряли вложенные в фирму деньги.
І Іроизводство роторных машин было прекращено новым канадским владельцем, и будущее «Нортона» как производителя мотоциклов остается сомнительным.