На классических машинах
■ СЛЕВА. Большим событием стеиш ежегодная выставка классических мотоциклов в Стаффорде (Великобритания ) со стендами клубов и фирм, аукционом автомобшгей и соревнованиями. |
■ ВВЕРХУ. Мотоциклы-ветераны ранних лет на апарте Пионерских гонок из Лондона в Брайтон на южном побережье Англии. |
Возможно, что из всех тенденций в производстве мотоциклов последних лет наиболее драматичен возврат к классическим машинам. Большинство мотоциклистов признаю'!' только классические модели. А гонщики обычно говорят об этих машинах просто: «Старье!» Сегодня новые модели интересны и полезны, но в основном менее желанны, чем лучшие машины прежних дней.
Такое отношение начало складываться в 70-е гг., когда японские мотоциклы победили па мировом рынке, и все больше любителей затосковало по старомодным, в основном английским, машинам прошлого. Горячая статья журнала < Классические мотоциклы» в 1979 г. отразила эту тенденцию, хотя в то время лишь немногие могли себе представить, что она разрастется, как спежпый ком.
В те дни классические машины представляли собой большую часть мотоциклетного парка, прежде всего странах Британского содружества. Множество специальных журналов
заполняли объявления фирм, которые продавали, обслуживали, реставрировали и страховали классические машины. Машины фирмы «Нортон» — гоночные «Манке» и «Командос» — собирали из новых частей. Многие европейские дилеры, занимавшиеся импортом английских
■ ВВЕГХУ СЛЕВА. Некоторые из нынешних поборников классики предпочитают и старомодную амуницию, хотя старые головные уборы слабо защищают от травм. |
■ ВВЕРХУ СПРАВА. Возобновление классических соревнований, например итальянских гонок Милан — Таранто, предоставляет владельцам старых машин удобный случай для участия. |
■ СПРАВА. Стремление к классическим машинам, таким, как этот «Иидиан Чиф», привело к появлению многих фирм, реставрирующих старые мотоциклы и производящих запчасти к ним. |
Л |
И ЯПОНСКИХ МОТОЦИКЛОВ ИЗ США, учитывали неизменно высокий спрос и благоприятный климат для сбыта добрых старых моделей.
Сохранялась также большая потребность в классических мотоциклах для клубных гонок и разных мероприятий, для выставок и конкурсов. В угоду новейшим, фанатически официальным взглядам на реставрацию использовали полировку литья и сглаживание вмятин и царапин на боковых панелях. Мотоциклы, реставрированные до заводских стандартов или, еще лучше, с интересной историей пользовались большим спросом и продавались за огромные деньги.
Вопрос о критериях классичности мотоцикла вызывал горячие споры. Неко торые* ортодоксы считали классическими только английские машины, кто-то признавал также американские и европейские. Одна п наиболее быстро растущих организаций, Японский мотоциклетный клуб, поставляет вина владельцам японских мотоциклов, выпущенных не менее пятнадцати лет назад. В нее входит более 4000 членов.
Существует проблема более точного определения действительно старых мотоциклов, для чего в устоявшихся организациях, таких, как только что упоминавшийся японский клуб, есть утвержденные правила. Они разделяют мотоциклы на машины-ветераны (выпущенные до 1915 г.), старые машины (1915—1930 гг.) и умеренно старые (1931—1945 гг.).
На другом конце шкалы находятся мотоциклисты, понимающие классику не так прямолинейно. Большинство нынешних моделей «Харлей-Давидсона», многие японские ретро-мотоциклы и «Тэндербэрд» модели 1995 г. фирмы «Триумф» сохраняют баки и глушители традиционной формы в сочетании с достижениями современной техники, чтобы хоть частично удовлетворить нос: талы ическое стремление к классическим образцам.