«МВ АГУСТА»
■ «МВ АГУСТА ФОР» (500 см3) В мотогонках нет более громкого имени, чем «МВ Агуста». Рекорд нтоп фирмы — выигрыш 17 мировых чемпионатов подряд и 1958- 1974 гг. в классе 500 см3 — вероятно, никогда не будет повторен. Всего же маленькая |
я СПРАВА.
■ CJI КВА. Джакомо Агостини, выигравший для «МВ» 14 мировых титулов, выполняет «рывок Аго» на пути к победе в ГГ 1970 г. для больших маишп. |
■ ВИРІЗУ. Эта одноцилиндровая гоночная машина с боковыми клапанами, построенная «МВ в середине 50-х гг., могла развивать скорость более 145 км/ч. |
Граф Доменико Агуста и команда гонщиков: Джон Сэртис, Умберто Мазетти, Карло Уббшыи, Карло Бандирола, Анжело Копета, Гемо Вентури, Луиджи Тавери и Тито Форкони (1956 г.).
и родстеры, и в 1952 г. англичанин Сесил Сэпдфорд пыиграл для «МВ» первый мировой титул п классе 125 см В малых категориях Гран - при лучшим гонщиком фирмы был итальянский ас Карло Уббиали.
В 55—60-е гг. он выиграл для «МВ» пять чемпионатов в классе 125 см3 и еще три в классе 250 см3.
Но самыми удачными были более крупные мотоциклы фирмы. Разработкой первого «МВ Фор» (500 см3) с двойным распределительным валом (1950 г.) фирма во многом обязана Гилере, для которого работали главный инженер Пьеро Ремор и менеджер команды Артуро Магни. У первых мотоциклов фирмы были карданный привод и рычаги переключения передач по обе стороны двигателя. Но плохие результаты заставили фирму принять более обычную конструкцию. В 1956 г. Джон Сэртис выиграл для «МВ» первый чемпионат мира в классе 500 см3, а в 1957 г. еще три, часто побеждая просто после снятия с гонок соперничающих фирм. Гэри Хокинг и Майк Хсйлвуд продолжили сто успехи, а в 1966—1971 гг. Джакомо Агостини на отлично управляемой трехцилиндровой машине выигрывал семь раз подряд.
В 60-е гг. фирма «МВ» долго не имела серьезных соперников, по в начале /0-х ее машины все чаще боролись с двухтактными мотоциклами яі юі і ского производства. Новые «четверки» с четырьмя клапанами па цилиндр были созданы как л50-, так и 500-кубовыми. Мепыпая из них позволила Агостини в 1973 г. выти рать свой шестой подряд титул в классе 350 см Фил Рид использовал новую модель «500», дававшую 75 кВт (102 л. с.) при 233 Гц (14 000 об/мин) для выигрышей в чемпионатах 1973—1974 гг., показав па бельгийском Гран-при среднюю скорость 209 км/ч. По иронии судьбы именно Агостини в 1975 г. окончательно похоронит превосходство итальянских фирм, выступая уже на двухтактной «Лмахе».
■ СЛЕВА. Самые хорошо управляемые четырехцилиндровые «МВ» были специальными мотоциклами с Г памп, построенными ими. м начальником гоночной команды Артуро Магни. |
■ «МВ АГУСТА 750 СПОРТ »
И 50—60-с гг. фирма «МВ» производила много удачных малолитражных родстеров с названиями: «Пульман»»,
Я ВНИЗУ. Сине-бело-красная отделки и открытый мощный двигатель делали «750 Спорт» 1973 г. красивым MomouiiKjioM. |
« Гуризмо Рапидо» и «Райд». Но она постепенно наживала капитал для успехов на гонках за счет чстырсхцилиндровых шоссейных мотоциклов. Так, когда «четверка»» МВ» вышла на шоссе в 1966 г., она пс была копией гоночной машины. Это был туристический
МВ АГУСТА 750 СПОРТ» (1973 г.)
Двигатель с воздушным охлаждением,
8 ІСЛІ1ІІНІІОП,
поперечная «четверка»
Объем
цилиндров 743 см3 (f>5 X 56 мм)
Мощность 51 кВт (69 л. с.),
132 Гц (7900 оо/мпи)
Масса 230 кг (сухая)
Максимальная (кор/н ть 192 км ч
600-кубовый мотоцикл с некрасивым горбатым баком и карданным приводом, разработанный по требованию Доменико Агусты, единоличного владельца фирмы. Он не хотел выпускать на гонки серийную продукцию фирмы, чтобы не подорвать репутацию своей гоночной команды.
Дорогой 600-кубовый «Фор» не оправдал надежд, и в 1970 г. фирма «МВ» с запозданием реализовала
более близкий к гоночном)7 родстер «750 Спорт». О таком поклонники гоночных: машин раньше могли только мечтать. Большой четырехцилиндровый двигатель имел зубчатую передачу к двойным верхним кулачкам и давал 51 кВт (69 л. с.). їоночное шасси отличалось зажимными ручками руля, скульптурным бензобаком, большим седлом и огромным передним тормозом «Іримека» с четырьмя ведущими башмаками. «Спорт»» был
красивым, дорогам и быстрым, хотя его максимальная скорость 192 км/ч не отвечала требованиям фирмы «МВ». Несмотря па слишком большую массу и сохранившийся карданный привод, им было достаточно хорошо управлять, и вой его четырех сверкающих выхлопных труб напоминал всем о галларатских мотоциклах, господствовавших на гонках 1раи-при.
В последующие годы «Спорт» модернизировали за счет замены тормозов на дисковые, увеличения мощности и полной обтекаемости.
А в 1975 г. появилась «750S Америка» для рынка США с новым угловатым стилем, 789-кубовым двигателем мощностью
55,2 кВт (75 л. с.) и максимальной скоростью 209 км/ч. 1 Іодобпо «Спорту», «Америка» была необычным и очень привлекательным супермотоциклом, но продавалась не лучше, чем ее предшественник. Обаятельность «четверок», их сложный, взятый от гоночных
■ СЛЕВА.
Взятый от гоночных лишит двигатель «МВ» с. губчатой передачей на двойной распределительный вал был мощным, но очень дорогим в производстве.
Я СПРАВА. Последним четырехщшиндровым «МВ» 6hLia «75OS Америка»
1975 г.
с обтекателем на руле.
■ СПРАВА.
Этот редкостый туристический < МВ •
600 см ‘ бьи очень хорош, по в 1966 г. снят с производства.
машин двигатель и мелкосерийная ручная сборка сделали эти машины слишком дорогими.
Далеко не прибыльные большие родстеры только увеличили затруднения фирмы.
В 1971 г. Доменико Агуста умер от сердечного приступа. Его брат и преемник Коррадино не мог с таким увлечением, как Доменико, руководить мотоциклетным подразделением «МВ», и опо оставалось убыточной частью фирмы, производившей в основном вертолеты. К 1977 г семья Агуста потеряла контроль над большей частью предприятия и не смогла предотвратить остановку производства мотоциклов. Оставшиеся мотоциклы были проданы, и в начале 1980 г. фирма «МВ» закрылась. Ее название купила фирма «Кагива», которая намечала выпус і и гь под этой маркой трехцплиц фовый супсрмотоцпкл.
■ СПРАВА.
Основными родстерами МВ> в 50-е гг. были. малолитражные спортивные мотоциклы, например 125-кубовый «CSS», получивший прозвище «Диско Воланте»
( «Летающая тарелка ) за необычную форму бензобака.
■ СЛЕВА. Для спортивного мотоцикла одноцилиндровый «Скорпион » был не очень быстрым, но управлять им было хорошо. |
■ внизу. Простой, но привлекател ьный облик «Скорпиона» способствовав* популярности фирмы «МуЦ». |
» |
« |
Ш «МуЦ Скорпион Спорт» Первоначальная компания «МЦ» Пыла основана после Второй мировой войны на бывшем заводе «ДКВ» в городе Цшопау (бывшая ГДР)» руководители которого ушли на Запад. Машины фирмы имели большие успехи во |
МуЦ |
Объем цилиндр! |
МуЦ Скорпион Спорт» (1994 г.)__________
Двигатель с воздушным охлаждением, 2 клапана, одноцилиндровый
660 см3 (100 X 84 мм)
Мощность 35,3 кВт (48 л. с.).
108 Гц (6500 об/мин)
Масса
174 кг (сухая) Максимальная t коростіі 168 км/ч
внедорожных соревнованиях GO-х гг., заняв ряд почетных мест в Международных шестидневных эндуро. Но наибольших достижений фирма добилась в шоссейных гонках благодаря мощной двухтактной машине, которую создал инженер Вальтер Каден. Лучший гонщик Эрнст Дегиер был на грани победы в мировом чемпионате 1961 г. в классе 125 см но пришел
вторым, и фирма «МЦ» так никогда и не завоевала титула.
До последнего времени родстеры «МЦ» были основными одноцилиндровыми двухтактными машинами с умеренными характеристиками и курьезным, старомодным дизайном. Такие мотоциклы, как «ES250/2 Трофи» и «TS250/1 Зуна Файв» в 70-е гг., и позднейшие, но лишь немного лучше выглядевшие «ETZ250»
_ _-,дб&йі&А |
■ СЛЕВА. Бывшая фирма «МЦ имела прочные успехи во внедорожных соревнованиях, например в Международных шестидневных эндуро. |
Я ВНИЗУ. Родстеры «МЦ», например 250-кубовый «Зупа Файв», ценились за дешевизну и практичность, но не за внешний вид. |
■ ВВЕРХУ. Нирз-Кар • бьи устойчив и покоен, но даже в 20-е гг. большинство мотоциклистов предпочитает спортивные машины. |
Я ВНИЗУ. Эрнст Дегиер (трава), ушедипш потом в <■Сузуки», обсуждает с Вальтером Каденом форсирование двухтактного двигателя. |
были дешевыми и надежными машинами для населения Восточной Европы
После воссоединения Іермапии фирма «МЦ» испытала трудности, но в 1994 г. оправилась под новым руководством, получила имя «МуЦ» и выпустила изящный новый одноцилиндровый родстер «Скорпион». Эту трайловую модель разработал английский консультант Сеймур Пауэл. Мотоцикл имел четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением от «Ямахи ХГ/,660» и был надежным родстером с максимальной скоростью 168 км/ч и хорошей управляемос тью. Хотя фирма «МуЦ» оставалась в трудном финансовом по ложен и и, «Скорпион» подавал надежду на лучшее будущее.
ДРУГИЕ МАРКИ
Американец Карл Перачер стремился создать мотоцикл, похожий на автомобиль. Поэтому он дал разработанному им в 20-е гг. необычному аппарат) название «Нир-э-Кар» — «Близкий к автомобилю». Эту длинную, низкую машин)' выпускали сначала к Сиракузах (США), а затем в Великобритании. Двигатель был двухтактный 221-кубовый, а позже — четырехтактный 350-кубовый. «Нир - э-Кар» не имел коммерческого успеха. Производство началось в 1921 г. с необычайно высоким выходом — 150 машин в день — и продолжалось только до 1926 г.
Фирма «Пью Империал» в городе Бирмингеме
■ ВВЕГХУ. Быстрый и удобный в управ. ияши «Нью Империал» V2 500 см3 в середине 30-х гг. ставил рекорды и побеждал на гонках. |
(Великобритания) » начале 30-х гг. отличилась нова горскими мото і їй клетн ыми двигателями, объединенными с коробкой передач. Она ставила их. в частности, на «Юнит Минор 150» и «Юнит Супер 250». В 1934 г. Джинджер Вудс на 500-кубовом V2 мотоцикле фирмы достиг возле Ьрукленда средней скорости 164,4 км/ч, а Боб Фостер в 1936 г. выиграл Т1 для малолитраж ны машин. Завод был продан Джеку' Сэнгстсру, владельцу «Ариэля» н «Триумфа».
После войны производс тво не возобновилось.