Мотоциклы от А до Я
В этом разделе описаны основные производители и модели, которые выпускались начиная с созданного Готлибом Даймлером в 1885 г. «Айншпура» с двигателем внутреннего сгорания. Мы пе пытались охватить все модели: это, видимо, невозможно. История мотоцикла пестрит именами фирм, построивших лишь несколько машин и затем исчезнувших, в большинстве своем —до 1930 г. Это, например, «Абако», «Эбботсфорд», «АБС Скутамота», <Абендзонне», «Эбердейл», «Эйб-Стар».
Здесь приведены только самые значительные фирмы и их лучшие модели, а также несколько неудачных. Материал расположен в последовательности английского алфавита, поэтому некоторые названия моделей и фирм при переводе па русский язык оказались не па своем месте. Попутно приводятся сведения по истории промышленности, которая знала много спадов и подъемов, но произвела массу прекрасных машин, к удовольствию миллионов мотоциклистов всего мира. Одни мотоциклы были отлично сконструированы, другие — красивы на вид. Л)чшие сочетали и те и другие достоинства, принося своим владельцам чувства радости, независимости и свободы, которые может дать только отличныи мотоцикл.
■ ВНИЗУ.
«АЖС |
» |
Хотя мотоцикл «АЖС модель W» выглядел скромно, он бьы в управлении удобен и надежен.
■ «АЖС модель 30»
Подобно большинству дорожных машин с объемом цилиндров двигателя 600 см3,
«ЛЖС модель 30» конца 50-х гг. родилась в результате долгой конкурентной борьбы. После того как фирму «АЖС» в 1931 г. поглотила лондонская фирма < Матчлес», почти точно такой же мотоцикл, только с другой окраской, символикой п выхлопной системой, продавали под названием «Матчлес G11». Фирма «Матчлес», в свою очередь, в 1938 г. стала частью «АМС», но торговые марки «АЖС» п «Матчлес» сохранились.
Фирма «АЖС» была основана Альбертом Джоном Стивенсом па рубеже XIX—XX вв. в Уолвсрхэмитопе и завоевала ТТ
«АЖС МОДЕЛЬ 30>. (1957 г.)
|
для юниоров в 1914 г. Но главные победы были впереди. В 1949 г. Лес Грэхем завоевал титул чемпиона мира в классе 500 см3 на двухцилиндровом « П ор кыопа йіте ».
Самым популярным гоночным мотоциклом был одноцилиндровый 350-кубовый «7R», известный как «Бой Расер»
(«Мальчик-гонщик»). Выпущенный в 1948 г. «7R» был очень удачен. Позже объем цилиндров увеличили до 500 см3, и он появился в продаже под маркой «Матчлес G50».
У дорожпт. тх машин фирмы «АЖС» вид был довольно скромный, а двигатель — с одним либо (как у «Модели 30») с двумя параллельными цилиндрами объемом 600 см3. Этот почти квадратный двигатель рабо тал спокойнее, чем у большинства других моделей. При пиковой мощности всего 24,3 кВт (33 л. с..) крейсерская скорость «двойки» довольно легко достигала 112 км/ч. Управление послушно, мягко и удобно. «Модель 30» была хорошо сделана, надежна и экономична.
К сожалению, для коммерческого
■ ВНИЗУ.
Машины «АЖС» «Ной Расер», как этот « 7R/3» 1954 г., много лет держались на международном уровне.
Я ВНИЗУ.
Интересны ранние модели «АЖС», в том числе этот одноцилиндровый 150-кубовый гоночный «Биг Порт» 20-х гг.
успеха, этих качеств оказалось недостаточно. Материнская фирма «АМС» в 1967 г. стала партнером компании «Нортон Вильерс». Мотоциклы «АЖС» начали выпускать с некоторыми деталями от «Нортона». Но это тоже не принесло успеха, и производство вскоре прекратилось.
■ ВВЕРХУ. Четырехц ил и ндровый гоночный «АСЕ» был в 1923 г. одним из самых быстрых в мире. |
ДРУГИЕ МАРКИ
и ABC
Из всех «АВС» в 20-е гг. самой известной была 398-кубовая рядная «двойка». Ее выпускала английская авиационная фирма «Сопвич».
Но двигатели оказались ненадежны, и производство прекратилось.
■ «АСЕ»
Американец Билл Іепдерсон в 1917 г. продал свою фирму компании «Швинн Сайкл» и стал под маркой «АСЕ» выпускать мотоциклы с рядным четырехцилиндровым двигателем. Наиболее известен был «ХР-4», который в 1923 г. установил рекорд скорости 209 км/ч. Позже права вновь были проданы, на этот раз фирме «Индиан», которая выпускала похожие «четверки».
■ «АДЛЕР»
Германская фирма «Адлер» в 1902 г. недолго выпускала мотоциклы, потом — только автомобили и велосипеды. К выпуску мотоциклов она вернулась в 1949 г. Самым известным стал двухцилиндровы й двухтактный «М250», появившийся в 1953 г. «Адлеры» имели успех на шоссе и в гонках на выносливость, по продавались плохо. В 1958 г. фирму поглотила корпорация «Грюндиг», и после этого производство погої ціклов прекратилось.
■ «АЭРМАЧЧИ»
Итальянский авиазавод в городе Варезе в 50—60-х гг. производил одноцилиндровые четырехтактные мотоциклы (250 и 350 см3). Лучшим nj них был «Ала д’Оро 250» (1959 г.), показавший скорость 160 км/ч.
В 1960 г. завод купила фирма «Харлей - Дэвидсон», и оп перешел на выпуск двухтактных двигателей. На «Харлеях», построенных в Варезе, гонщик Уолтер Вилла в 1974—1976 гг. становился чемпионом мира в классах 250 и 350 см3. Но двумя годами позже фирма «Харлей-Дэвидсон» обанкротилась, и завод ку пила фирма «Кагива».
■ ВВКРХУ. Одноціишндровий 350-кубовый «Аэрмаччи середины 60-х гг. |
■ ВНИЗУ.
Массивная двойная дюралевая рама дорожного *RS250> несет приспособленный двигатель «Сузуки» V2.