Гран-при 500 см3: эра двухтактных
Современные мотоциклы класса 500 см3 длй гонок на Гран-при — самые экологически чистые и совершенные машины на планете. Их сильные двухтактные двигатели мощностью 136 кВт обеспечивают скорости до 322 км/ч. На поворотах малая масса,
(верхжесткая рама, совершенная подвеска и толстые, гладкие шины допускают невероятные углы наклона. Заводское качество так великолепно, что только избранные таланты и профессионалы высшего класса смогут хо тя бы приблизиться к результатам Эдди Лоусона, Уэйна Гарднера, Уэйна Гэйни, Кевина Шванца и Майкла Дугана.
Двухтактную революцию открыла
в начале 70-х гг. фирма «Ямаха», первой создавшая двухтактные «четверки» (сначала из двух «двоек») с цилиндрами, стоящими в ряд
■ СЛЕВА. Фредди Спенсер на «Хонде» и Кении Робертс на «Ямахе» здесь — па Гран-при а Италии — соревновались много раз в сезоне 1983 г. |
я ВНИЗУ. Бэрри Шин на «Сузуки RG500* и голландец Вил Хартог опережают «Ямаху» Кенни Робертса в гонке на французский Гран-при в Ногаро в 1978 г. |
t |
■ ВВЕРХУ. Фредди Спенсер, дважды чемпион в классе 500 см5 в 80-е гг. |
Я ВНИЗУ. Австралийский ас Майкл Дуган сохраняет титул чемпиона №1 в 1993 г. |
поперек рамы. С удвоением числа рабочих тактов при той же частоте вращения двухтактный двигатель всегда мощнее четырехтактного с тем же объемом цилиндров. Поэтом)7 нововведение «Ямахи» сразу же принесло большой успех. Ярно Саарипеи выиграл французский Гран - при на первом четырехцилипдровом мо тоцикле в 1973 г. Годом позже финский гонщик был убит, но Джакомо Агостини на «Ямахе» взял приз «Дайтона-200», а в 1975 г. стал чемпионом мира в классе 500 см3. Компактная «квадратная четверка» «Сузуки RG 500» принесла побед)7 Ьэрри Шипу в 1976 и 1977 гг. Затем три года подряд чемпионом становился Кенни Робертс на рядной «четверке» «Ямаха YZR», внеся в гонки |
на Гран-при класса 500 см3 силовой стиль американских трековых гонок Итальянцы Марко Лю чи нелли и Франко Унчини вернули успех «Сузуки RG», и. наконец, Фредди Спенсер в 1983 г победил на трехцилиндровой двухтактной «Хонде NS500». 1 Іосле этого преобладающей конструкцией двигателей с объемом цилиндров 500 см3 стала V-образная «четверка» (V4), с которой «Хонда NSR», «Ямаха YZR» и «Сузуки YGV» выигрывали в следующие годы, a V4 «Кагива» оставила итальянские машины позади в гонках на Гран-при в конце 1994 г. Затем будущее гонок на Грап-при с тало неясным, хотя во многих отношениях класс 500 см3 никогда не был сильнее. Команды становились все профессиональнее, мировое телевидение донесло спорт до миллионов зрителей, а трассы стали безопаснее, чем когда-либо раньше. Однако серьезные аварии, как та, что в 1993 г. парализовала трехкратного чемпиона мира Уэйна Рэйни, оставались печальным и неизбежным фактом. И не только это подорвало силы Грап-при. Редкос тным, крайне дорогим 500-ку бовым моделям угрожали дорожные супермотоциклы, которыми некоторые фирмы торговали более успешно. |
■ ВНИЗУ.
Фил Рид на двухтактной «Ямахе» держится впереди четырехтактной «Хонды» Джи и а Редмана в гонках 1964 г. на двухцилиндровых машинах