Двухтактные и роторно-поршневые
■ ВВЕРХУ. Вращающийся диск впускного клапана «Сузуки RG500 Карбюраторы установлены сбоку от коленчатого вала, вместе с которым вращается управляющий впуском щелевой ditCK. |
Я КВЕРХУ СПРАВА. У двухтактного двигателя «Ямаха Г/,750» между каждым карбюратором и двигателем есть пластинчатые возвратные клапаны. Они впускают смесь в щиипдр, но не дают выбросить ее обратно. |
(вухтактпые двигатели легче п потенциально мощнее, чем че тырехтактные того же объема.
1 I «этому их используют в мотоциклах для гонок на ljpan-при. Прос тые и дешевые в производстве, они стали популярными для маленьких связных мо тоциклов. По у двухтактного цикла больше трудностей. Двухтактные ШИ гатели используют вместо механических клапанов нижнюю часть поршня, которая подает рабочую ( месь в камеру сжатия через картер коленчатого вала и соединительные окна.
Это позволяет двигателю зажигать смесь при каждом обороте коленчатого вала (то есть при каждых двух тактах). Это вдвое чаще, чем при четырех тактах, и дает выигрыш в мощности. Но смазочное масло не может задерживаться в картере. Оно попадает в рабочую смесь и сгорает,
величивая загрязнение. И хотя нынешние конструкторы двухтактных двигателей научились лучше отделять камеру расширения от системы выпуска, часть смеси выбрасывается, не сгорая, и еще больше загрязняет выхлоп. Э ти проблемы стоят перед новым поколением разработчиков двухтактных двигателей.
роторно поршневой двигатель ванкеля ГЛАВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Ns I |
Выходной пал вращает коробку передач. |
Выпускное окно |
Объем ка vi еры изменяется при вращении ротора. |
ротор |
Впускное |
Углы ротора все время соприкасаются со с генками камеры. |
Запальная свеча |
Смесь сжимается вращающимся ротором. |
Горючая смесь всасывается. |
Отр аботанные газы |
Греугольмы й |
Впускное окно закрывается ■’р*Гин'м ротора. |
Скежая смесь снова сжимается» |
Отработавшие газы выталкиваются. |
Іорящпе газы расширяются, вращая ротор- |
Смесь продолжает нос гунать. |
Гребень роїори открывает выпускное окно, давая га;*} выйти. |
Запальная свеча поджигает сжатую раГмічую смесь. |
■ ТИПЫ ДВУХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ У многих из лучших двухтактных двигателей, от старинного «Скотт Сквирела» до нынешней «Ямахи RD350RC», два параллельных цилиндра. У гоночных «Кавасаки KR250» (конец 70-х гг.) и «350» (Гран- при) два цилиндра стоят тандемом, один за другим. У новых 250-кубовых Гран-при два цилиндра стоят продольным V, как и у многих шоссейных мотоциклов, включая модель «Априлла RS250». Трехцилиндровыми были классические до конца 70-х гг. «Кавасаки ЇІ2» (750 см3) и «ТІЇ» (500 см3) с воздушным, а также «Сузуки GT750» с водяным охлаждением. Фредди Спенсер выиграл чемпионат мира 1983 г. па двухтаїстіюм і рехцилиндровом мотоцикле «Хонда NS500», за которым последовал дорожный «NS400». Четырехцилиндровыми двухтактными были рядный двигатель гоночной |
■ ВНИЗУ СЛЕВА.
750-кубовый трехцилиндровый двигатель *Кавасаки Н2 начала 70-х гг. был зловонным, прожорливым, шумным, негибким — и очень мощным.
Я ВНИЗУ СПРАВА.
А |
По примеру <•Сузуки GT750» большинство двухтактных двигателей имеют водяное охлаждение для лучшего управления рабочей температурой.
ДВУХТАКТНЫЙ ЦИКЛ |
Б. ПЕРЕНОС |
А. ВПУСК В КАРТЕР |
Л. ВПУСК В КАРТЕР Когда поршень поднимается, горючая смесь в цилиндре сжимается, в то время как свежая смесь засасывается в картер. Б. ПЕРЕНОС Коща поршень при рабочем такте опускается, он сначала сжимаеі горючую смесь в картере, а затем открывает передаточное окно (на схеме справа), через которое смесь выталкивается в цилиндр. |
Г. СГ<)РАН И К |
В. СЖАТИЕ |
В. СЖАТИЕ Движение поршни вверх сжимает смесь в камере сгорания. і: сгорание Когда поршень приближается к верхней мертвой точке, смесь воспламеняется, и он начинает движение вниз, го есть рабочий ход. |
Д ВЫПУСК |
д ВЫПУСК Приближаясь к концу рабочего хода, і оршепь открмпает пынускиое окно. Отработанные газы удаляются под собстпсппым давлением и под напором свежей смесн, вталкиваемой через передаточное окно. Даже при самой хорошей регулировке двигателя часть свежей смеси неизбежно теряе тся чере:і выпускное окно. |
«Ямахи TZ7 >0» и квадратный — гоночного н шоссейного «Сузуки RG500». Нынешние 500-кубовые гоночные мотоциклы для Гран-при имеют двигатели V4. У «Хонды NSR500» один коленчатый вал, а у «Сузуки» и «Ямахи» — по два, связанных зубчатками. ■ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ Ровнее всех вращается роторнопоршневой двигатель Феликса Ванкеля. В камере двигателя помещен треугольный ротор, устроенный так, что его ребра все время остаются в контакте с ее стенками. Движение ротора образует три отсека переменного объема, в которых и осуществляется цикл «впуск — сжатие — сгорание — выпуск». Двигатель Ванкеля мощный, компактный и легкий, но расходует много горючего. Несмотря на это, роторі ю-порншевые дорожные машины «ДКВ», «Сузуки» и «Нортон» продаются успешно. |
■ ВВЕРХУ.
Дорожный мотоцикл «Нортон Классик» с роторнопоршневым двигателем бьи опрятным, относительно мощным и очень ровно работающим.
Анатомия мотоцикла
■ ВНИЗУ. В модели «Бимота SB6» используется сверхжесткая конструкция сдвоенной дюралевой рамы, применяемой в большинстве современных спортивных Аютоииклов. |