Мощение. Тротуарная плитка, тротуары и дороги
Портовые территории и контейнерные терминалы
Дорожные покрытия портовых территорий и контейнерных терминалов воспринимают повышенные нагрузки и воздействия от складируемых грузов, перегрузочных механизмов и технологического транспорта.
Вид и конструкцию покрытия выбирают с учётом: эксплуатационно-технологического назначения; гидрологических и грунтовых условий строительства; величины, характера и интенсивности воздействия нагрузок (высоты штабеля складируемых грузов, частоты проходов автомобильного транспорта и погрузчиков, режима работы кранов повышенной грузоподъемности); наличия местных дорожно-строительных материалов и минимальной стоимости строительства.
Отечественными и зарубежными исследованиями установлено, что для дорожных покрытий с повышенной нагрузкой (более 10 тонн/ось) следует использовать камни мощения толщиной не менее 100 мм, например - 1Ф.10 “Волна “UNI” (табл. 1 и 8).
По данным компании “ОPTIMAS” (www. optimas. ru), специализирующейся на производстве механизированных укладчиков камней мощения, дорожные покрытия многих складских терминалов и портов за рубежом выполняются из мелкоштучных блоков. Например, в 2008 году выполнено мощение портовых территорий в городах Бандар-Аббас (Иран, 400 000 м. кв), Лавик в Норвегии (60 000 м. кв), Фуджейра (Объединенные Арамские Эмираты, 210 000 кв. м), контейнерного терминала в Словакии (65 000 м. кв) и других.
В 2006 году кафедрой Автомобильные дороги Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, по заказу ОАО “Ленстройдеталь” разработаны рекомендации по устройству дорожных покрытий из искусственных камней мощения для портовых территорий [13]. В работе содержаться варианты дорожных конструкций, указания по технологии производства работ и контролю качества. Разработанные конструкции имеют покрытие из искусственных камней мощения, долговечность которых по сравнению с покрытиями из асфальтобетона в сходных условиях эксплуатации выше и составляет не менее 3 лет до среднего ремонта. Пример дорожной конструкции для зон движения фронтальных погрузчиков (99 т/ось) представлен в таблице 14.
Материал слоя |
Толщина слоя, cм |
Искусственные камни, прямоугольные в плане с вертикальными боковыми гранями |
12 (10) 1 |
Выравнивающий слой из песка средней крупности |
4 2 |
Верхний слой основания из бетона В 15 (марка М200) |
25 |
Второй слой основания из щебня, укрепленного цементом марки не ниже 75 |
30 |
Таблица 14 |
Конструкция дорожного покрытия из искусственных камней мощения для зон движения фронтальных погрузчиков |
Третий слой основания из фракционированного щебня, уложенного по способу заклинки |
32 |
Разделяющая прослойка из геосинтетического полотна |
- |
Дополнительный морозозащитный слой основания из песка средней крупности |
35 |
Грунт рабочего слоя - песок пылеватый |
- |
Примечания: 1. Рекомендуемая толщина камней 12 см. Допускаемая - 10 см. 2. Средняя толщина слоя для расчёта расхода материалов - 4 см. Минимальная толщина слоя, используемая в расчёте прогибов - 3 см. |
Также разработаны и реализованы конструктивные решения, которые не предусматривают устройство основания из бетона (рис. 10).
Рис. 10. Конструктивные слои дорожной одежды из искусственных камней мощения (сверху вниз): камень мощения “Волна” (1Ф.10)-100 мм; песок морской (мелкозернистый)-30 мм; геотекстиль; щебень гранитный фр. 20-40 с расклинцовкой - 250 мм; георешётка; щебень фр. 40-70 с расклинцовкой -300 мм; георешётка; песок морской (мелкозернистый) - 480 мм; геотекстиль. |
Для зон складирования контейнеров, вследствие воздействия большой сосредоточенной нагрузки, в зоне контакта фитинга с дорожным покрытием, рекомендуется применять камни мощения с взаимозацепляемыми боковыми гранями (рис. 11) или железобетонные плиты-подпятники (рис. 12). Камни мощения с взаимозацепляемыми боковыми гранями передают силы скольжения и качения не только в направлении движения, но и по поверхности дорожного покрытия, чем значительно снижают нагрузку на основание. Следует иметь ввиду, что в случае их использования осложняется вопрос разборки и ремонта покрытия, так как не каждый элемент легко и без повреждения может быть извлечен из покрытия.
При проектировании и строительстве дорожных покрытий из искусственных камней мощения высоконагруженных территорий портовых и контейнерных терминалов следует иметь в виду рекомендации по раскладке камней изложенные в п. 4.2.
Рис.11. Пример камня мощения с взаимозацепляемыми боковыми гранями“Verticon,' (KOBRA Formen GmbH, Германия). |
Рис. 12. Вариант железобетонной плиты-подпятника 2000 х 2000 х 300 мм (разработчик ООО “АзъПроектСтрой). |
Общий вид дорожного покрытия из искусственных камней мощения на одном из контейнерных терминалов представлен на рис. 13.
Рис. 13. Дорожное покрытие из искусственных камней мощения на контейнерных терминалах. |