МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА
В СССР совершенствование транспортных систем является важной составной частью народнохозяйственной задачи по увеличению энергетических ресурсов, роста объема добычи и доставки к потребителю промышленного сырья. Трубопроводный транспорт твердых материалов позволяет решать крупные задачи по освоению угольных, железорудных и других месторождений наиболее рациональным путем.
Однако недостаточная абразивная стойкость труб снижает эффективность их применения. Поэтому в настоящее время все больший объем исследований направлен на разработку новых материалов и способов защиты труб от износа.
В УралНИТИ разработан терыитпо-центробежный способ нанесения износостойкого покрытия на внутреннюю поверхность труб. Он основан на центрифугировании жидкого расплава продукт о і экзотермической реакции. Его сущность заключается в размещении в полости трубы термитного порошка, который при ее вращении поджигается. Тепло реакции используется для подогрева наплавляемой поверхности и расплавления шихтовых материалов, центробежное вращение служит средством формирования из расплава износостойкого слоя на внутренней поверхности трубы.
Для того чтобы осуществить экзотермическую реакцию между восстановителем А1 и окислителем Fe208 + FeO, необходимо наличие следующих условий: химической чистоты компонентов термитной шихты, соответствующей их грануляции, доведения термитной смеси до температуры начала реакции (1350 °С).
Образующийся в результате термитной реакции расплав в про* цессе вращения трубы разделяется на металлический и оксидный слои.
Термитный шлак, представляющий собой в основном термокорунд,. •всплывает в процессе наплавки на поверхность жидкого металла и, как более легкий продукт, кристаллизуется на нем, образуя тугоплавкий и твердый шлаковый слой. Так как термокорунд обладает повышенной абразивной стойкостью (22 ООО МПа), наружный шлаковый слой не удаляют с поверхности термометалла после окончания процесса кристаллизации и прекращения центробежного вращения,- а используют как основной износостойкий рабочий слой на внутренней поверхности трубы.
Варьируя параметрами режима нанесения покрытия, можно значительно изменять физико-механические свойства покрытия.
Так, имея в составе термитной смеси 24—25 % алюминия, получаем покрытие, состоящее в основном из корунда а — А1а03 с высокой микротвердостью. Однако его нанесение технологически сложно осуществить из-за узкого температурного интервала кристаллизации (Тпл — 2050 °С), вследствие чего трудно избежать трещино - образования.
По этой причине в процессе разработки промышленной технологии пришлось за счет снижения прочностных характеристик повысить его деформативную способность. Это достигается путем снижения теплотворной способности термита, т. е. уменьшения содержания в нем восстановителя А1 и повышения содержания окислителя (окалины). Наиболее хорошие результаты были получены при соотношении А1 : Fe203 = 1:5. Фазовый состав такого слоя состоит из герцинита FeO X А1а03, корольков восстановленного железа, корунда и твердого раствора алюминия в железе.
Анализ полученных результатов позволяет заключить, что окислы железа и корольки восстановленного железа практически присутствуют только при содержании 17 % алюминия в шихте. Именно за счет этого увеличивается деформативность покрытия, причем трещины отсутствуют. Указанный состав термитной шихты был положен в основу опытно-промышленной технологии производства труб с износостойким внутренним слоем типа УралНИТ.