МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ВВАРКА ШТУЦЕРОВ В МНОГОСЛОЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОСУДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
В настоящее время в рулонированных сосудах высокого давления в местах вварки (приварки) штуцеров больших диаметров устанавливаются однослойные кованые обечайки и днища. Использование крупногабаритных монолитных обечаек и днищ требует приобретения дорогостоящих дефицитных поковок и значительно повышает стс-имость многослойных сосудов. В связи с этим возникает необходимость создания рулонированных сосудов со штуцерами, установленными в многослойную стенку. Замена монолитных элементов на многослойные позволит также уменьшить опасность хрупкого разрушения крупногабаритных сосудов и повысить их надежность [1].
■ Данные, приведенные в [2—4], а также выполненные, в Иркутск - НИИхиммаше прочностные исследования [5] с доведение!* до разрушения моделей и экспериментальных сосудов натурных размеров (рис. 1) подтвердили принципиальную возможность изготовления сосудов высокого давления с вварными штуцерами в многослойной стенке. Одной из основных задач при создании сосудов с боковыми вводами в многослойных элементах являлась разработка технологии вварки штуцеров, обеспечивающей необходимое качество сварных соединений.
Особенности технологии вварки штуцеров больших диаметров в многослойные элементы корпусов определяются такими конструктивными факторами: необходимостью вварки штуцеров на полную толщину стенки корпуса; многослойностью стенки; большой толщиной и жесткостью свариваемых элементов.
Наличие межслойных зазоров, большие толщины и жесткость свариваемых элементов значительно затрудняют и усложняют процесс вварки штуцеров. Зазоры между слоями могут служить причиной образования в наплавленном металле при сварке «усов», являющихся продолжением межслойных окончаний, и дефектов типа подрезов и шлаковых включений на линии раздела многослойная стенка — шов. С целью исключения отрицательного влияния межслойных зазоров на качество сварных соединений, при вварке штуцеров в многослойные элементы была применена предварительная наплавка поверхности отверстий под штуцера пластичными материалами. Наплавка поверхности отверстий в днищах необходима также для устранения дефектов толстолистового проката (расслоений^ неметаллических включений и др.).
Наплавку отверстий рекомендуется производить одним из способов — автоматическим, под слоем флюса с поперечными колебаниями электрода или ручной дуговой сваркой поперечными валиками на всю толщину стенки. Эти способы позволяют свести действие факторов, способствующих образованию «усов» и шлаковых включений в зонах, примыкающих к зазорам, до минимума. Автоматический метод применяется для наплавки поверхности отверстий диаметром более 200 мм, выполненных в виде цилиндра или усеченного конуса. При меныпих диаметрах и Х-образной разделке используется ручная дуговая сварка электродами диаметром 5 мм с применением повышенных режимов. Для автоматической наплавки ИркутскНИИхиммашем разработан специализированный наплавочный автомат, позволяющий производить за один проход наплавку шириной до 250 мм.
По результатам экспериментальных исследований установлено, что для предупреждения образования недопустимых дефектов толщина предварительной наплавки отверстий в рулонированных обечайках должна быть не менее 8 мм. В многослойных днищах удается избежать дефекты, если перед общей наплавкой отверстий произвести предварительную проточку F-образной капавки на глубину 12— 15 мм в окончаниях межслойных зазоров с последующей их заваркой пластичными материалами.
Автоматическую широкослойную наплавку отверстий рулонированных обечаек из стали 10Г2С1 и днищ из стали 09Г2С рекомендуется выполнять проволокой Св-08Г2С под флюсом АН-60, а ручную — электродами УОНИ 13/55. Наплавку отверстий обечаек из стали 12ХГНМ следует производить электродами марки 48Н-1.
Рис. 1. Разрушенный сосуд с боковыми вводами. |
Выбор формы и размеров разделки под вварку штуцеров в многослойные обечайки и днища производился из условий: возможности автоматизации метода предварительной наплавки; выбранного способа вварки штуцеров; оптимального объема наплавленного металла; минимальных деформаций и напряжений сварного соединения.
Рис. 2. Конструкции разделок соединения штуцеров с многослойными элементами: а — X-образная; б — V-об* разная. |
6 |
Анализ технической литературы показал, что наиболее эффективным методом вварки штуцеров в толстостенные элементы является способ сварки «поперечной горки» [6]. Эксперименты на образцах и моделях подтвердили, что данный метод вварки штуцеров обеспечивает высокую технологическую прочность и макросплошность, незначительные деформации свариваемых элементов и более высокую производительность. При этом способе сварка производится одновременно двумя сварщиками на диаметрально противоположных участках с одной наружной стороны корпуса. При опробовании различных конструкций разделок установлено, что наиболее оптимальной является У-об - разная разделка со скосом кромок в 6° как со стороны обечайки или днища, так и со стороны штуцера (рис. 2). Если ввариваемый штуцер изготовлен из хромомолибденовой стали, то на штуцер предпочтительно произвести наплавку материалами, применяемыми для их вварки и после наплавки подвергнуть термообработке. Метод «поперечной горки» целесообразно применять для вварки штуцеров с глубиной разделки не более 200 мм. При глубине свыше 200 мм бездефектные швы получить не удается. В этом случае опробована и рекомендуется к применению Х-образная разделка. При этом выступ должен располагаться на штуцере.
Отработка технологии вварки штуцеров производилась на натурных рулонированных обечайках из стали 10Г2С1 и 12ХГНМ внутренним диаметром 700—800 мм с толщиной стенки 200 мм и на многослойных пакетах толщиной 200 мм из толстолистовой стали 09Г2С, имитирующих по жесткости многослойные днища. В обечайки и пакеты вваривались штуцера из стали 20 и 22ХЗМ с условным проходом с соотношением внутреннего диаметра штуцера к внутреннему диаметру обечаек, равным ~0,3. Вварка штуцеров в обечайки из стали 10Г2С1 и пакеты из стали 09Г2С выполнялась электродами УОНИ 13/55 и в обечайки из стали 12ХГНМ — электродами 48Н-1 с предварительным и сопутствующим подогревом до температуры 150—200 °С. После сварки соединения подвергались термической обработке — отпуску при температуре
Рис. 3. Макроструктуры сварных соединений боковых вводов: а — в рулонированную обечайку; б — в многослойное днище. |
560 -580 °С для сталей 10Г2С1, 09Г2С и 600-620 °С - для стали 12ХГНМ.
Измерение геометрических размеров свариваемых узлов до и после вварки штуцеров показало, что полученные измерения разменов обечаек находятся в пределах допусков, установленных технической документацией на изготовление рулонированных сосудов. Максимальные деформации обечаек зафиксированы в местах вварки штуцера^ где происходит утяжка штуцера внутрь обечайки.
Оценка качества сварных соединений производилась неразрушающими методами контроля и путем металлографических исследований на макрошлифах, вырезанных из различных мест сварных соединений (рис. 3).
Результаты всех видов дефектоскопии контрольных образцов показали высокое качество сварных соединений.
Разработанная технология вварки штуцеров в многослойные элементы была проверена в промышленных условиях на ПО Уралхиммаш на натурной рулонированной обечайке из стали 10Г2С1 с внутренним диаметром 1500 мм и толщиной стенки 150 мм. Проверка показала, что данная технология может быть рекомендована для внедрения при производстве крупногабаритных рулонированных сосудов. Экономический эффект от внедрения данной технологии составит около 200 тыс. руб.