МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ТРУБЫ С ПОНИЖЕННОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ t ДЛЯ БЕСКОМПЕНСАТОРНОЙ ПРОКЛАДКИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕПАДАХ ТЕМПЕРАТУР
Задача снижения продольной жесткости магистральных трубопроводов ставится, главным образом, в связи с необходимостью компенсации температурных деформаций. Известные решения в этой области основаны на применении в конструкциях трубопроводов^ работающих при значительных перепадах температур, компенсаторов продольных перемещений, которые в конструктивном исполнении представляют собой изогнутые в пространстве участки трубопровода.
В этих системах используется принцип накопления температурных деформаций на каком-то участке и последующей компенсации поглощения их отдельным компенсирующим устройством. Это обстоятельство, кроме недостатков, присущих различным компенсаторам^ влечет необходимость значительных продольных перемещений всего трубопровода, что усложняет и делает ненадежной систему, особенно в подземном варианте укладки.
Наличие компенсаторов существенно сказывается на технологии строительства трубопровода. Например, в техническом проекте ма- вутопровода Полоцк — Лукомль вариант с компенсаторами резко ограничивает возможность механизации проведения работ и влечет за собой необходимость строительства специальной лежневой дороги параллельно трассе, так как основная часть трассы проходит в болотах. Кроме того, стоимость самих компенсаторов составляет 2,22 млн. руб. на 120 км трубопровода диаметром 426 мм, что примерно равно стоимости самой трубы.
При строительстве «горячего» нефтепровода Тихорецкая — Лисичанск диаметром 720 мм в районах горных выработок был применен вариант с компенсаторами, установленными через 100 м. При этом для обеспечения продольных перемещений трубопровода потребовалась укладка на песчаной подушке. По проекту стоимости подсыпки песком и самой трубы оказались равными, а все затраты по обеспечению компенсации в три раза превысили стоимость трубы.
Если рассматривать затраты на строительство теплотрасс, то( очевидно, что обеспечение мер по компенсации (устройство компенсаторных ниш, компенсаторов, неподвижных опор) является одной из первостепенных статей стоимости трубопровода.
Эти соображения послужили основой предложенной и разработанной в Институте электросварки им. Е. О. Патона АН УССР идеи непрерывной компенсации температурных деформаций трубопровода за счет создания труб с пониженной продольной жесткостью путем введения в конструкцию винтовых гофров [1]. Трубы, получившие название «самокомпенсирующиеся», обеспечивают местную компенсацию продольных деформаций от изменения температуры, внутреннего давления и других осевых воздействий, например, деформации грунтов.
Нанесение гофров по винтовой линии позволило придать процессу изготовления труб непрерывный характер. Оно было согласовано со спиральношовным способом изготовления труб, когда гофры располагаются с шагом, равным шагу спирального шва. Гофры прокатываются на плоскости параллельно кромкам рулонной полосы, а затем труба формуется, как обычно, по винтовой линии.
Количество гофров, наносимых на рулонную полосу, так же как и форма гофров определяется требуемой жесткостью трубы и компенсируемой деформацией. Диапазон вариантов — от трубы из полосы с однозаходным гофром до равномерно расположенных гофров по всей ширине полосы. Как показали исследования, для труб, рассчитанных на перепад температуры до 140 °С, может быть достаточным применение однозаходного гофра при шаге 500—600 мм.
Теоретические и экспериментальные исследования самокомпенси - рующихся труб проводились, главным образом, для оценки прочности, определения напряженно-деформированного состояния, выбора оптимальной формы гофра, угла наклона гофра к оси трубы в определения оптимальной степени снижения осевой жесткости трубы [2].
Решение этих задач было согласовано со следующими основными требованиями: минимизацией усилий в направлении перпендикуляр' ном оси гофра при рабочих нагрузках и при заводских испытаниях; достаточным уровнем снижения осевых усилий в трубе; технологичностью изготовления труб спиральношовным способом, достаточной компенсирующей способностью труб.
Совместно с Институтом механики АН УССР был разработан приближенный метод расчета таких труб для оценки их жесткости п напряженности при действии осевой силы, крутящего момента и внутреннего давления. При этом длинная труба схематизируется бесконечной оболочкой, напряженно-деформированное состояние которой, как и ее геометрия обладает винтовой симметрией, т. е. напряжения л деформации не изменяются вдоль винтовых линий, соответствующих гофру.
Кроме расчетных методов проводились экспериментальные ис - - следования на плоских гофрированных образцах, затем на трубах диаметром 325 X 1,2 мм, изготовленных в лабораторных условиях ВНИИметмаша, и, наконец, на натурных трубах диаметром 426 X X 5 мм. Трубы исследовались под действием осевого сжатия, имитирующего температурные воздействия, и внутреннего давления.
Установлено, что для труб, находящихся под внутренним давлением, с перепадом температур до 140 °С независимо от их геометрических размеров диапазон оптимальных углов гофрирования находится в пределах 60—70°. Была определена также рациональная степень снижения осевой жесткости трубы, составляющая для рассматриваемого сочетания нагрузок (температурный перепад 140 °С я давление до 5,5 МПа) 6—8 и не зависящая от геометрических размеров трубы. Выбраны рациональные формы гофров для труб диаметром до 820 мм, обеспечивающих компенсирующую способность в пределах упругих деформаций при нагружении рабочими нагрузками.
Для определения влияния винтовых гофров на аэродинамические характеристики самокомпенсирующихся труб в ЦАГИ им. Жуковского были проведены исследования аэродинамического сопротивления и скосов потока в трубопроводе длиной 100 калибров (I = 40 м) из труб диаметром 325 X 1,2 мм. Исследования показали, что аэродинамическое сопротивление труб с винтовыми гофрами с шагом 500 мм и углом наклона 60° находится в диапазоне чисел Re — 8 - 105 - т - 107, что соответствует всему диапазону применяемых в газо - и нефтепроводной практике диаметров и давлений, практически не отличается от гладкой цельнотянутой трубы с величиной шероховатости 0,0001.
Проводились также испытания опытных самокомпенсирующихся труб под давлением с доведением до разрушения при нормальной температуре. Величина разрушающего давления не превысила расчетного значения для гладких труб того же диаметра.
Положительные результаты исследований позволили приступить к опытному изготовлению самокомпенсирующихся труб. На Альметьевском заводе спиралешовных труб был реконструирован стан сни - ралыюшовных труб и выпущена первая опытная партия самокомпенсирующихся труб диаметром 426 X 5 мм длиной 400 м Трубы изготавливались из рулонной стали марки Ст. 10 с о* до 420 МПа шириной 500 X Х5 мм. Гофр высотой 26 мм наносился посредине полосы вдвухклетье - вой профилировочной машине в холодном состоянии. Угол наклона гофра к оси трубы 68°. При этом существенное увеличение тянущего усилия при формовке трубы из гофрированной полосы не обнаружено.
Две десятиметровые трубы из опытной партии испытывались в гидропрессе Па 9337 при расчетном давлении 5 МПа. Выпучивания, течи и искривления оси трубы не наблюдалось.
Для проверки компенсирующей способности и определения на-
пряжеино-деформированного СОСТОЯНИЯ изготовленных труб были проведены стендовые испытания труб длиной 4 и на сжатие, имитирующие нагрев (рис. 1). Испы тания показали, что продольная жесткость данных труб в 8 раз меньше обычных, что совпадает с данными расчета. При нагрузках, соответствующих нагреву 100 °С, максимальные напряжения (а именно, изгибные в вершине гофра) не превышают предела текучести материала [3].
Рис. 1. Исследование компенсирующей способности труб. |
Однако возможности спиральношовной самокомпенсирующейся трубы с винтовым гофром, по-видимому, ограничиваются толщинами стенки 8—10 мм, так как с увеличением толщины существенно ухудшаются условия формовки гофра методом холодной прокатки, резко увеличивается жесткость и снижа ется компенсирующая способность.
Кроме того, максимальная толщина рулонной стали не превышает 14 мм [4).
Для газонефтепроводного транспорта наибольший интерес представляют трубы, рассчитанные на высокое внутреннее давление и имеющие большой диаметр (до 1420 мм), толщины стенок которых превышают приведенные выше величины. Известно, что в северных районах в современных газопроводах диаметром до 1420 мм в результате разницы между температурой укладки и эксплуатации, равной 60—80 °С, возникают значительные продольные усилия, которые достигают 20 000 кН. В результате их воздействия на выпуклых кривых, чаще всего на заболоченных территориях, наблюдались случаи выхода трубопровода на поверхность. Для предотвращения этого явления выпуклые кривые пригружаются железобетонными при - грузами или ставятся винтовые или свайные раскрывающиеся анкера. При радиусе упругого изгиба 2500 м масса пригрузов 1,8 т в воде и 3 т на воздухе на 1 м длины трубопровода. Для улучшения работы забалластированного трубопровода в этих условиях необходима установка мертвых опор. Кроме того, опасными являются участки трубопроводов, на которых продольные перемещения могут вызывать разрушение соединений (подогреваемые нефтепроводы возле перемычек, задвижек и узлов пуска очистных устройств, в местах подключения к компрессорным станциям и др.), а также трубопроводы, в которых продольные напряжения могут привести к разрыву —
«холодные» участки, участки в районах горных выработок [5]. При создании самокомпеысирующейся трубы для этих случаев необходимо также учитывать, что гофрированные трубы обладают, с одной стороны, пониженной жесткостью в осевом направлении, что позволяет трубопроводу ближе следовать рельефу местности, а с другой — повышенной устойчивостью сечения при изгибе. Оба эти фактора весьма желательны при большом диаметре труб и применении многослойных труб.
Основываясь на конструкции и технологии изготовления многослойных рулонированных труб. Институт электросварки им. Е. О. Патона АН УССР совместно сКФ ВНИИСТ предлагает применить для снижения осевых усилий в магистральных трубопроводах до безопасных многослойные вставки с кольцевыми гофрами, т. е. объединить идеи многослойности и самокомпенсации. Преимущества многослойной гофрированной самокомпенсирующейся трубы заключаются в практически неограниченных размерах по диаметрам и толщинам, улучшении условий нанесения гофров, резком увеличении компенсирующей способности труб при сохранении всех преимуществ, связанных с эффектом многослойности. Для гофрированных труб применение многослойной стенки оправдано еще и тем, что независимо от формы гофров осевая жесткость их уменьшается пропорционально квадрату количества слоев.
На рис. 2 представлены варианты схемы трубопровода с многослойными гофрированными вставками.
1. Гофрированные вставки размещаются на каждой многослойной трубе, например, посередине, как показано на рис. 2, а. Вставка представляет многослойную гофрированную обечайку длиной 1,5 м с равномерно расположенными кольцевыми гофрами. Ее компенсирующая способность должна составлять 15 мм для перепада Д/ — 100 °С. Следовательно, при расположении гофров с шагом 100 мм компенсирующая способность каждого должна составить я» 1 мм, что вполне достижимо.
2. Компенсационная вставка из нескольких гофрированных обечаек располагается между участками из обычных или многослойных труб значительной протяженности аналогично компенсаторам. Отличие вставки от осевого волнистого компенсатора заключается в большой протяженности, невысоких гофрах плавного очертания с прямолинейными участками между ними, что позволит обеспечивать равномерное нагружение гофров на большей длине, изготавливать вставки из обычной трубной стали по более простой и экономичной технологии. Основным недостатком этого варианта (рис. 2, б) является необходимость значительных перемещений трубопровода. Он может найти применение как разгрузочный участок, например, перед выходом трубопровода на поверхность.
3. Третий вариант (рис. 2, в) схемы применим только для многослойного трубопровода, когда на каждой полутораметровой обечайке образуют кольцевые гофры с постоянным шагом вдоль всего трубопровода. Это вариант самокомпенсирующейся трубы с кольцевыми многослойными гофрами. При расположении гофров с шагом равным
ширине применяемой рулонной стали (1,5 м), компенсирующая способность одного гофра должна составить «*1,5 мм.
Рассмотрим, как изменится характер напряженно-деформированного состояния при осевом нагружении, нагреве и под действием внутреннего давления в многослойной трубе диаметром 1420 мм с толщиной слоя 4 мм с введением кольцевых гофров.
В трубах с гофрами относительно небольшой высоты кольцевые напряжения от внутреннего давления будут примерно такими же, как и в обычных, но в условиях бесконечного защемленного трубопровода резко снизятся осевые растягивающие напряжения. С увеличением высоты гофров они могут перейти в область сжимающих напряжений небольшой величины.
На рис. 3 показаны эпюры осевых и кольцевых напряжений на наружной и внутренней поверхности среднего слоя трубы с кольцевыми гофрами от нагрева на 60 °С, полученные при расчете трубы по программам, разработанным в Институте механики АН УССР. В качестве примера рассмотрен гофр высотой 18 мм, шириной 200 мм с шагом 800 мм. Согласно расчету, компенсирующая способность такой трубы 1,06 мм на 1 м длины. Максимально допустимый температурный перепад для стали с ат = 420 МПа составляет 88 °С. Осевая жесткость рассматриваемой трубы, напряжения сжатия в трубе от нагрева и усилия, действующие на опоры и задвижки, уменьшатся в три раза по сравнению с обычной.
12м
1,5м |
1,5м
I
12м |
1$м |
12м |
1,5м |
Рис. 2. Варианты трубопровода с многослойными гофрированными вставками. |
Рис. 3. Расчетные эпюры напряжений в многослойной трубе от нагрева на 60 °С: ь ъ „ н н. ад, 00— осевые и кольцевые на внутренней поверхности слоя; ag, а el— то же на наружной поверхности. |
Оценка влияния снижения осевой жесткости на перемещения засыпанного грунтом трубопровода показала, что величины перемещений, которые могут вызвать разрушение соединений возле перемычек и задвижек, возле узлов пуска очистных устройств, в местах подключений к компрессорным станциям и перед выходом на поверхность, в трубопроводе из рассматриваемых гофрированных труб снизятся примерно в три раза.
Учитывая, что механизм работы гофрированных элементов при растяжении и изгибе тождествен (на вогнутой стороне трубы испытывают сжатие, на выпуклой — растяжение), можно считать, что способность гофрированных труб к упругим деформациям при изгибе также в три раза выше, чем у обычных. Это позволит укладывать трубопровод по кривым значительно меньшего радиуса.
Возможны различные технологические схемы получения многослойных труб с кольцевыми гофрами, основой которых является существующая технология изготовления многослойных труб. Добавочная операция гофрирования может производиться по двум схемам: рулонированием обечаек из предварительно гофрированной полосы [6] и нанесением гофров на готовые трубы, что можно осуществить различными способами — накаткой, выдавливанием механическим и гидравлическим способом, с помощью взрыва. Возможна следующая комбинированная схема: предварительное гофрирование заготовки с последующей доформовкой гофров на готовых трубах.
Выбор схемы и разработка технологии изготовления многослойных гофрированных труб должны быть связаны с решением задачи оптимизации конструкции, т. е. выбором рациональной формы и шага гофров.