МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ ТОНКОЛИСТОВОЙ РУЛОННОЙ СТАЛИ 09Г2СФ И МЕТАЛЛА ШВА КОЛЬЦЕВЫХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МНОГОСЛОЙНЫХ ТРУБ
В настоящее время для изготовления газопроводных труб северного исполнения, рассчитываемых на давление 7,5 МПа, используются стали с дефицитными легирующими добавками. Прокат таких материалов осуществляется в строго контролируемых условиях по температуре и степени обжатия. Увеличение рабочих давлений до 10—12 МПа приводит к существенному повышению требований к трубным сталям, реализация которых возможна только на основе весьма сложного комплексного легирования материалов. В этой связи предложенное ИЭС им. Е. О. Патона АН УССР конструктивное направление (замена монолитной стенки трубы многослойной), открывающее пути широкого использования обычных рулонных сталей без дефицитных добавок, является более экономически целе - сообразным.
Результаты исследований [II показали, что в многослойных трубах из тонколистовой рулонной стали 09Г2СФ (t — 4,1 мм) полностью исключается распространение хрупких разрушений и выше их сопротивление развитию вязких разрывов по сравнению с трубами с монолитной стенкой, что обуславливается конструктивными особенностями многослойных труб. При этом важны экспериментальные оценки сопротивления основного материала и сварных соединений многослойных труб инициированию трещин. Рассмотрению данного вопроса посвящена настоящая работа.
В связи с чувствительностью низколегированных трубных сталей к скорости деформирования наблюдается существенное различие между температурами перехода от вязкого разрушения к хрупкому, определяемыми на стадиях инициирования и распространения разрушения. При распространении трещины переходная температура устанавливается по результатам испытаний образцов падающим грузом согласно методике DWTT, а на стадии ее инициирования 7 — в условиях статического нагружения стандартных образцов, используемых для оценки трещиностойкости материалов по критериям механики разрушения [21. В зависимости от марки трубной стали сдвиг между температурами перехода Т2—Тх может составлять 60 °С и более.
Общеизвестно влияние на переходную температуру охрупчивания материала в зонах технологических и эксплуатационных дефектов. Так, для низкоуглеродистых сталей повышение температуры перехода в хрупкое состояние, обусловленное динамическим старением вследствие концентрации термопластических сварочных деформаций, достигает 80 °С [3]. Выполненные в ИЭС им. Е. О. Па -
тона АН УССР исследования по выявлению склонности трубных сталей (09Г2СФ, 10Г2Ф и др.) к деформационному старению, а также данные работ [4, 5] показывают, что для материалов, легированных ванадием, титаном и дефицитными элементами (ниобием и др.), сдвиг температуры Тх в сторону ее повышения, связанный с предварительным пластическим деформированием при 250 °С, не столь существенный. Следовательно, такие материалы на стадии инициирования трещины обладают значительным запасом по температуре перехода в хрупкое состояние даже с учетом ее некоторого повышения в результате деформационного старения, а разрушению газопроводов в этом интервале температур предшествует развитое пластическое деформирование в зонах дефектов. Внешний вид излома свидетельствует о том, что инициирование трещин носит вязкий характер.
Оценить количественно трещиностойкость трубных сталей в этих условиях позволяют критерии нелинейной механики разрушения. В данных исследованиях используется величина критического раскрытия вершины трещины, определяемая при испытании на трехточечный статический изгиб стандартных образцов с механическим надрезом, заканчивающимся усталостной трещиной. По измеренным в процессе испытаний перемещениям берегов дефекта Vl и У2 соответственно на расстояниях ах и а2 от его вершины находится [6]
S |
Vі CLn Vndi = ——
Для трубных сталей в рассматриваемом диапазоне температур (выше Тх) существенно различаются значения критического раскрытия вершины трещины, соответствующие инициированию вязкого разрушения б* и переходу его в нестабильное состояние 6С. При лабораторных испытаниях характеристика 6е соответствует условиям достижения максимальной нагрузки и последующего полного разрушения образца. Авторы работ [7, 8] отмечают, что в вязком состоянии величина 6Й зависит от типа образца, отношения его геометрических размеров и схемы нагружения. Сопротивление материалов
об
возникновению вязкого разрушения а практически не чувствитель - но [8, 9] к указанным выше факторам и определяется на диаграмме нагрузка — перемещение берегов дефекта моментом первого стра - гивання трещины. В случае незначительного различия между бе и б* он может быть зафиксирован на диаграмме скачком перемещения, наблюдающимся при инициировании трещины. В последнее время разрабатываются инструментальные методы установления момента возникновения вязкого разрушения, основанные на измерении электропотенциала, обработке сигналов акустической эмиссии и ультразвуковой дефектоскопии [10]. В настоящей работе величина б* определялась по результатам испытаний нескольких образцов, предварительно нагружаемых до различных уровней раскрытия вершины трещины. После разгрузки образцы охлаждались до температуры жидкого азота и окончательно разрушались. На поверхности излома измерялась величина приращения длины трещины
4 8 М № t, MH " 12 ('ям
Рис. 1. Влияние толщины металла Рис. 2. Зависимость прира-
на его сопротивление инициирова - щения длины трещины I*
нию вязкого разрушения. от величины раскрытия ее
вершины б при различных толщинах образцов:
1 — 2 мм; 2 — 4; а — 7,5; 4 —
10; S — 17,5 мм.
в вязком состоянии I* и строилась зависимость раскрытия б от 1*.
Экстраполяцией этой зависимости в точку /* = 0 находили велись
чину ос.
Оценка трещиностойкости различных трубных сталей отечественного и импортного производства при толщине 12—17,5 мм с дефицитными легирующими добавками и без них показала, что их сопротивление инициированию вязкого разрушения отличается незначительно и находится в пределах 6Ь = 0,16 — 0,25 мм.
Известно, что с уменьшением толщины проката сопротивление материалов инициированию разрушения повышается. Это связано с переходом в области трещины от условий плоской деформации к плоскому напряженному состоянию. С целью оценки влияния толщины материала на его трещиностойкость, определяемую величиной критического раскрытия вершины трещины б!?, были проведены следующие опыты. Из трубной стали 10Г2Ф толщиной 17,5 мм изготавливались основные образцы сечением t X t и длиной 80 мм. Уменьшение толщины некоторых образцов до 10; 7,5; 4 и 2 мм осуществлялось механическим сострагиванием. Другие размеры при этом оставлялись без изменения. Результаты испытаний, проведенных при комнатной температуре, показывают, что с уменьшением толщины пластины примерно до 6—7 мм величина б6 медленно повышается, а затем возрастает весьма существенно, превышая 0,57 мм при t =
Рис. 3. Образцы для оценки трещиностойкости основного материала (а) и металла шва многослойных сварных соединений (6). |
Устемстнм трещина |
t/b'0,35 |
Wt |
ноп/ювка
= 2 мм (рис. 1). При толщинах 10—
17,5 мм наклон кривых, раскрытие — приращение длины трещины (рис. 2) значительно меньше, что также указывает на более низкое сопротивление вязкому разрушению материалов в этих толщинах.
Рис. 4. Зависимость приращения длины трещины от величины раскрытия ее вершины для тонколистовых рулонных сталей 09Г2СФ (темные точки) и 08Г2СФБ (светлые точки) при различной ориентации вырезки образцов по отношению к направлению проката (.1 —вдоль проката; 2 — под 45° к направлению проката; 3 — поперек проката): а — Т = 20 °С: б — Т — —25 °С. |
Оценка трещиностойкости в вязком состоянии тонколистовой рулонной стали 09Г2СФ, специально разработанной для многослойных труб4 проводилась на образцах, показанных на рис. 3, а. Толщина листа равнялась 3,8 мм. Изготовлено три серии образцов: в первой — они вырезались вдоль направления проката; во второй — под углом 45° к направлению проката и в третьей — поперек направления проката. Кроме того, с целью сопоставления полученных результатов с аналогичными данными для других материалов,, подобные образцы были изготовлены из рулонной стали 08Г2СФБ толщиной 3,2 мм. Для обеспечения устойчивости пластин в нагружающем устройстве при выращивании усталостной трещины и ее испытании они сваривались по торцам в пакеты. Измерения перемещений берегов трещины, а также приращения ее длины в процессе предварительного нагружения проводились на двух крайних пластинах.
Анализ полученных результатов (рис. 4) показал, что сопротивление тонколистовой рулонной стали 09Г2СФ инициированию вязкой трещины б? = 0,3 мм выше по сравнению с тем же материалом при толщине 17,5 мм, для которого Ьъс = 0,18 мм. Более того, оно выше, чем у других трубных сталей (t = 12 — 17,5 мм), результаты испытаний которых рассматривались выше. На величину 6с существенно влияет направление проката. Следует учитывать, что в направлении действия максимальных (окружных) напряжений в трубопроводе трещиностойкость рулонной стали наибольшая. Уменьшение ее в других направлениях может играть даже положительную роль( способствуя повороту и кольцеванию движущихся трещин. Совпадение результатов для сталей 09Г2СФ и 08Г2СФБ еще раз подтверждает замеченную при оценке вязкости разрушения трубных материалов в толщинах 12—17,5 мм закономерность, имеющую большое практическое значение и состоящую в том, что легирование сталей дефицитными элементами, значительно повышающее их сопротивление распространению разрушений, практически не влияет на величину трещиностойкости (сопротивлении инициированию вязких трещин).
Как показала практика эксплуатации магистральных газопро-
Рис. 6. Трещиностойкость металла шва многослойных сварных соединений, выполненных автоматической сваркой под флюсом (7) и в среде С02 (2) проволокой Св-08Г2С: а — четырехслойное сварное соединение (флюс АН-65, проволока Св-08ХМ); б — шестислойное (флюс АН-60, проволока СВ-08ГНМ). |
-60 -40 '29 О |
Рис. 5. Трещиностойкость металла шва многослойных сварных соединений, выполненных автоматической сваркой в смеси газов (Аг + С02 + 02): 1 — четырехслойное; 2 — пятислойное; 3 — семислойное сварное соединение. |
водов из труб с монолитной стенкой, значительное число разрушений связано со сварными соединениями. Сопротивление последних возникновению трещин, как правило, более низкое по сравнению с основным металлом. Главным образом это обусловливается ухудшением пластических свойств металла шва и прилегающего к нему основного материала под воздействием термомеханического цикла сварки; дефектами сварных соединений, возникающими в процессе сварки и находящимися в свариваемых кромках исходного материала; высокими уровнями остаточных напряжений в области кольцевых сварных соединений; неоднородностью механических свойств различных зон сварного соединения. В этой связи большое внимание следует уделять контролю качества сварных соединений, запасы вязкости должны определяться, исходя из условия нечувствительности их к наиболее вероятным дефектам и повреждениям технологического, а также эксплуатационного происхождения. Поскольку для сварных соединений наблюдается существенное рассеяние значений трещиностойкости как при хрупких, так и квазихрупких разрушениях, область рабочих температур целесообразно ограничивать вязким состоянием.
Определение сопротивления кольцевых сварных соединений многослойных труб инициированию трещин осуществлялось также на основе критерия нелинейной механики разрушения (величины критического раскрытия вершины трещины). Образцы для испытаний сечением t х 2 t (рис. 3, б) вырезались поперек кольцевого шва. Механический надрез, заканчивающийся усталостной трещиной, располагался в металле шва. Нагружение образцов, измерение перемещений берегов трещины, а также вычисление критических зна-
чений раскрытия вершины дефекта осуществлялись по аналогии с испытаниями и обработкой результатов для основного материала. На рис. 5 представлены температурные зависимости трещиностой) кости металла шва многослойных (четырех-, пяти - и семислойных - сварных соединений тонколистовой рулонной стали 09Г2СФ толщиной 4 мм, выполненных автоматической сваркой в смеси газов (аргона — 70 %, углекислого газа — 25, кислорода — 5 %) проволокой Св-08Г2С. Проведены также испытания (рис. 6) четырех - и шестислойных сварных соединений, выполненных автоматической сваркой под флюсом (четырехслойных — флюс АН-65, проволока Св-08ХМ; шестислойных — флюс АН-60, проволока Св-08ГНМ), а также в среде углекислого газа (проволока Св-08Г2С).
Переходя к рассмотрению полученных результатов, заметим, что все значения бс (рис. 6), кроме точек со стрелками, обозначающими только вязкий характер разрушения образцов, соответствуют одновременному инициированию трещины и переходу ее в нестабильное состояние.
Температура перехода в вязкое состояние сварных соединений многослойных труб для всех рассмотренных вариантов сварки ниже расчетной температуры эксплуатации магистральных газопроводов,, и равной — 15 °С. По сравнению с основным металлом переходная температура для сварных соединений все же значительно выше.
Трещиностойкость сварных соединений одной и той же толщины^ выполненных сваркой под флюсами в среде углекислого газа, практически одинакова (рис. 6). Однако на величину трещиностойкости и температуру перехода в вязкое состояние заметно влияет число свариваемых слоев. В данном случае определяющими факторами, очевидно, являются изменение пластических свойств металла шва под воздействием термомеханического цикла сварки при последующих проходах, а также увеличение толщины сварного соединения в связи с ростом количества слоев, приводящее к повышению степени стеснения пластических деформаций в области вершины дефекта.
По сопротивлению инициированию вязкого разрушения металл шва многослойных сварных соединений не уступает основному материалу (значения 6с превышают 0,4 мм).
Таким образом, сопротивление многослойных труб возникновению разрушения выше по сравнению с трубами с монолитной стенкой из сталей, содержащих дефицитные добавки.