МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
СОПРОТИВЛЕНИЕ МНОГОСЛОЙНЫХ ТРУБ ХРУПКИМ И ВЯЗКИМ РАЗРУШЕНИЯМ
Известно, что условия работы магистральных газопроводов, методы их испытаний и критерии оценки трубных сталей существенно отличаются от характерных для других сооружений. Это отличие определяется, прежде всего, освобождением в процессе разрушения значительной энергии. Запасы упругой энергии стенок трубы и сжатого газа настолько велики, что существуют реальные возможности развития протяженных разрушений как хрупкого, так и вязкого характера.
Условия распространения трещины определяются напряженно - деформированным состоянием в области перемещающейся вершины разрыва и динамическими значениями вязкости разрушения материала. В отличие от высокопрочных сталей, для трубного металла обычной и средней прочности характерно скачкообразное уменьшение сопротивления распространению разрушения при переходе от вязкого (по внешнему виду) разрушения к хрупкому. Это приводит к существенному увеличению скоростей распространения хрупких трещин по сравнению с вязкими разрывами. В результате скорость распространения хрупкого разрушения обычно превышает скорость волны декомпрессии, снижающей давление в газопроводе. Вследствие этого теоретически разрушение может распространяться неограни-
чено далеко. На практике оно все же ограничено, хотя протяженность его может быть значительной. В нашей стране наблюдались разрушения до 2,4, в США — до 10 км. С повышением рабочих давлений вероятность увеличения длины пробега хрупкой трещины возрастает. Поэтому одной из основных задач при решении проблемы обеспечения надежности магистральных газопроводов является предотвращение в них хрупких лавинных разрушений.
Рис. 1. Влияние радиуса вершины надреза на величину вязкой составляющей в изломе при испытании образцов DWTT из стали 09Г2СФ (t = = 20 мм): 1 — прессованный надреа, т — 0,025 мм; фрезерованные надрезы г — г 0,025; 3 — г - 0,25; 4 — г — 0,5 мм. |
Как в нашей стране, так и за рубежом, для определения сопротивления трубного металла распространению хрупких разрушений применяется известная методика DWTT — испытание на разрыв падающим грузом. Стандартные образцы (рис. 1) имеют надрез, который наносится вдавливанием с помощью соответствующего пуансона с радиусом вершины менее 0,025 мм. Таной радиус надреза совместно с наклепом, вызванным прессованием, обеспечивают получение начального хрупкого разрушения и его развитие в зоне вершины дефекта с большой скоростью при незначительных энергетических затратах. Эта деталь очень важна. В последнее время на некоторых трубных заводах и даже в научно-исследовательских институтах вместо прессованного надреза стали делать обычный механический пропил. В этом случае теряется основная идея таких испытаний, поскольку их результаты существенно зависят как от способа изготовления надреза, так и радиуса его вершины. Так, на стали 09Г2СФ (t = 20 мм) фрезерованный надрез с таким же радиусом закругления как и у прессованного (0,025 мм) сдвигает переходную температуру на 12 °С в область более низких температур (рис. 1). Увеличение радиуса приводит к еще большему снижению критической температуры. Только при наличии прессованного надреза вид излома при дальнейшем движении трещины в образцах определяется, главным образом* вязкостью материала и, как следствие этого, отражает характер разрушения натурных газопроводов. Исходя из этого, Институтом Баттела (США) были предложены такие образцы для определения температуры, выше которой невозможно распространение хрупкого разрушения в реальном газопроводе. Установлено, что эта температура соответствует 80 %-ной вязкой составляющей в изломе образца с прессованным надрезом. Натурные испытания, проведенные в нашей стране, также подтвердили это положение.
Испытания подающим грузом образцов различных конструкционных сталей в прокате толщиной 16—20 мм показали (рис. 2),что ни одна из ранее применявшихся или рекомендуемых трубных сталей
Рис. 2. Результаты испытаний конструкционных сталей толщиной 17—20 мм! 1 — 09Г2ФБ; 2 — 17Г2АФ; 3 — 18Г2АФпс; 4 — 14Г2АФ-У; S — 09Г2С (после ЭПШ и дополнительного легирования ванадием); в — 15ХСНД; 7 — 16Г2АФ; 8 — 09Г2С (после ВШП); 9 — 09Г2С (после нормализации); 10 — 17Г1С; 11 — 10Г2С1; 12 — 10ХСНД. |
(17Г1С, 17Г2АФ с кальцием и без кальция, 14Г2АФ-У и др.) не удовлетворяют указанному требованию, если учесть, что расчетная температура эксплуатации северных газопроводов составляет —15 °С. Это относится также к другим конструкционным сталям, не содержащим дефицитных добавок. Только низколегированная сталь с ниобием (09Г2ФБ) после проката в жестко контролируемых условиях (по температуре и обжатию) обладает требуемым сопротивлением распространению хрупкой трещины в толщинах 17—20 мм, т. е. в трубах диаметром 1420 мм, рассчитываемых на давление 7,5 МПа. При пере-
— xj- |
||||
/ |
/ 5 |
|||
Н |
/ |
|||
/ |
||||
А |
||||
Ґ |
-60 -40 -20 о 20 40 Переходная температураТ°С 6 |
Рис. 3. Изменение переходных температур в зависимости от толщины проката (сталь 15Г2АФД):
а — образцы изготавливались из листа толщиной 24 мм путем его сострагивания; б —то же из проката соответствующей толщины.
100 |
' 15 |
# |
50 |
25 |
-10 -60 -50 -40 -30 -20 Температура,‘С |
-90 Si |
ходе на давление 10 МПа (что уже стало реальностью для наших северных газопроводов) эта сталь не пригодна. Для таких условий требуются стали с контролируемой прокаткой, содержащие весьма сложное комплексное легирование. В частности, японские исследователи предлагают использовать в северных газопроводах, рассчитываемых на давление 10 МПа, стали Х-60 и Х-70, содержащие только 0,01 % углерода, 2 % марганца, легированные ниобием, молибденом, бором, никелем и другими дефицитными добавками. Применительно к северным магистральным газопроводам, рассчитанных на давление 10 МПа и выше, нужны принципиально новые трубы. В связи с этим возникла идея применения многослойных труб. Известно, что с уменьшением толщины металла в области вер^ шины движущейся трещины снижается степень стеснения пластических деформаций. Вследствие этого обеспечивается переход от хрупкого разрушения к вязкому При этом существенно повышается сопротивление материала распространению разрушения. Об этом, в частности, можно судить по результатам испытаний одной и той же стали, отличающейся своей толщиной. Общая толщина испытываемого пакета была постоянной. На рис. 3, а показано изменение переходных температур (отвечающих 80 %-ной вязкой составляющей) в зависимости от толщин пластин, которые изготавливались из листа толщиной 24 мм путем его сострагивания, на рис. 3, б — аналогичная зависимость, полученная по результатам испытания одной и той же стали в прокате толщиной 24, 16, 12, 8 и 4 мм. Разница между кри- |
Рис. 5. Результаты испытаний низколегированных сталей: 1 — 18Г2АФпс; 2 — 15ХСНД; 3 — 16Г2АФ; 4 — 08Г2СФ; S — 17Г1С; 6 — 10Г2С1.
|
Температура. ‘С |
Рис. 4. Влияние толщины проката на сопротивление конструкционных сталей распространению хрупкого разрушения при толщине образца 4 X 5 мм (1) и 20 мм (2): а — 10Г2С1; б — 17Г1С; в — 15Г2АФДпс. |
тическими температурами, отвечающими толщинам 20 и 5 мм, составляет 40 °С. Примерно такое же различие температур, равное 35—40 °С, сохраняется при переходе от толщины 20 мм до 4—5 мм других сталей (рис. 4).
-30 -20 Температура,'С |
Рис. б. Результаты испытаний различных плавок рулонной стали 09Г2СФ толщиной 4 мм. |
Все это свидетельствует о том, что для изготовления многослойных труб из рулонного металла вполне пригодны обычные низколегированные стали, не содержащие дефицитных добавок. При толщинах 4— 5 мм они обеспечивают требуемое сопротивление развитию хрупких трещин (рис. 5). Учитывая, что трубный металл с точки зрения его экономии должен обладать повышенной прочностью и хорошей свариваемостью, для многослойных труб создана новая сталь 09Г2СФ, временное сопротивление которой при толщинах 4—5,5 мм составляет 600 МПа. Переходная температура, установленная на образцах в виде пакетов размером 5x4 мм, ниже —30 °С (рис. 6).
Рис. 7. Схема разрушения опытной секции газопровода с многослойными обечайками (давление при разрушении 7,5 МПа, температура — 3 °С). |
Рис. 8. Схема разрушения опытной секции с многослойными трубами, Хрупкая трещина инициировалась в трубе 4 (14Г2АФ-У) при давлении 7,5 МПа и температуре — 10,5 °С. |
Для того чтобы проверить действительно ли многослойные трубы или обечайки из тонколистовой стали 09Г2СФ, не содержащей дефицитных легирующих элементов, полностью исключают хрупкие разрушения магистральных газопроводов, на севере Тюменской области были испытаны пневматически при давлении 7,5 МПа две трубные секции диаметром 1420 мм. Первая секция (рис. 7) общей длиной 210 м состояла из 18 полноразмерных труб (сталь 17Г2АФ) с монолитной стенкой и ряда многослойных вставок (на рисунке ваштрихованные участки) [1] длиной от 1,3 м до 5,2 м, которые располагались за разгонными трубами 1 и 2. Вторая секция (рис. 8) длиной 150 м включала две многослойные трубы 3 и 5, одну разгонную 4 с монолитной стенкой (сталь 14Г2АФ-У) и концевые участки, сваренные из труб зарубежной поставки. Условия испытаний были жесткими. Магистральные трещины инициировались с помощью ВВ и разгонялись в трубе с монолитной стенкой, обладающей низким
сопротивлением развитию разрушений: К моменту вхождения ЬМйо ■ гослойные трубы или обечайки скорость развитий Хрупких или хрупковязких трещин составляла, согласно замерам, примерно 4(Ю м/с. Испытуемые секции не закреплялись и не засыпаЛйсь, что существенно снижало их сопротивление распространению разрушения. Несмотря на то, что испытания проводились в экстремальных условиях, хрупких разрушений в многослойны* трубах и пбечяйкя. у не наблюдалось. При вхождений в них трещины резко эамедляли скорость, а разрушения изменяли свой фрактографический характер. Во всех случаях в многослойных трубах и обечайках наблюдались только вязкие разрушения. Поскольку условия испытаний были жесткими, то полученные результаты свидетельствуют о том, что
использование тонколистовой стали 09Г2СФ, не содержащей дефицит - /ных легирующих элементов, полностью исключает хрупкие разрушения магистральных газопроводов из многослойных труб.
Применение таких труб открывает новые возможности по предотвращению протяженных вязких разрывов. Известно, что в магистральных газопроводах с монолитной стенкой труб при определенных соотношениях между динамической вязкостью материала и интенсивностью потока энергии, поступающей к вершине движущейся трещины, могут иметь место протяженные вязкие разрывы. В трубах из вязких сталей, полученных методом контролируемого проката и содержащих дефицитные добавки (молибден, ниобий и титан), такие разрушения наблюдались как в зарубежной практике, так и в нашей стране.
При сравнительно небольших скоростях разрушения, характерных для вязких разрывов, кольцеванию и остановке трещины способствуют многие конструктивные факторы, в том числе и податливость берегов раскрывающейся полости трубы. В этом отношении многослойная стенка имеет существенные преимущества перед монолитной. Первые гидропневматические испытания одиночных многослойных труб, проведенные на полигоне ВНИИСТа, подтвердили это положение. Вязкие трещины (рис. 9), попадая в многослойные вставки, ветвились и кольцевались перед первым же монолитным стыковым швом. В зоне шва, играющего роль бандажа по отношению к многослойной стенке трубы, меняется ее напряженно-деформированное состояние. Кроме того, трещина по отдельным слоям распространяется не синхронно. Ее отдельные составляющие подходят ко шву в разное время и не могут его преодолеть.
Однако при испытании одиночных труб нельзя полностью воспроизвести условия установившегося режима развития лавинного разрушения. Это может быть достигнуто только при соответствующем стендовом или полностью натурном пневматическом испытании достаточно протяженной секции газопровода. Методика таких экспериментов должна быть тщательно отработана, поскольку в единичном испытании вероятность получения протяженного разрушения невелика.
При вязком разрушении величина усилий, действующих на кромки раскрывающейся полости трубы, зависит от характера истечения сжатого газа. Если в случае установившегося развития разрушения (нестабильного вязкого разрыва) истечение газа можно условно представить в виде двух потоков — горизонтального, выходящего через все сечение трубы, и вертикального, ограничиваемого контуром раскрывающейся полости,— то на начальной стадии разрушения сжатый газ может устремляться только через раскрывающуюся трещину. В этом случае силовое воздействие на кромки разрушаемой трубы наибольшее. Протяженность зоны наибольшего силового воздействия зависит от ряда факторов и, прежде всего, от диаметра трубопровода, давления и скорости распространения трещины. Поэтому при проведении натурных испытаний с целью определения сопротивления трубных сталей распространению вязкого разрушения важно
Надрез |
Надрез |
Рис. 10. Схема разрушения опытной секции с многослойными вставками. Вязкая трещина инициировалась в зоне стыка труб 7 и 8 лри давлении 7,5 МПа и температуре — 15 °С. |
вывести трещину за пределы этой зоны и получить условия, соответствующие нестабильному вязкому разрыву. Первая попытка оценить сопротивление многослойных труб развитию вязкого разрушения была предпринята при испытании последующей третьей секции длиной 150 м (рис. 10).
В настоящее время нет еще данных, на основании которых можно было бы обоснованно установить протяженность разбега вязкой трещины, обеспечивающую получение требуемого режима ее дальнейшего развития. В этой связи было решено многослойные вставки приблизить к центру надреза на длину одной трубы, т. е. создать наихудшие условия для остановки развивающейся вязкой трещины. Инициирование с помощью взрыва магистральной трещины и ее разгон осуществлялся в трубах 7,8 с монолитными стенками, изготовленными из листов, полученных контролируемой прокаткой (сталь содержала дефицитные легирующие добавки).
Средняя часть секции разрушилась в пределах длины трех труб. Распространившаяся от надреза в сторону трубы 6 магистральная ■трещина раздвоилась и закольцевалась по сварному соединению при входе в многослойные обечайки. Трещина, направившаяся в сторону трубы 9, вошла в первую многослойную обечайку и в ней раздвоилась. Одна ее составляющая закольцевалась, а вторая — распространилась до последней обечайки и там закольцевалась. Сопоставляя результаты испытаний этой с данными испытаний других лекций, можно прийти к выводу, что в этом опыте многослойные трубы и обечайки располагались в зоне наибольшего силового воздействия. Как известно, испытания проводились в экстремальных условиях, и тем не менее они подтвердили большую чувствительность вязких трещин к кольцеванию, особенно в многослойных трубах.
Следовательно, многослойные трубы лучше сопротивляются вязким разрывам, чем трубы с монолитной стенкой из сталей, содержащих дефицитные добавки, что объясняется в основном, конструктивными особенностями многослойной трубы.
Рассмотрим влияние толщины металла на сопротивление вязкому разрушению в связи с попытками его оценки на основе стандартных испытаний.
JL |
ш |
Рис. 11. Характер разрушения монолитных и многослойных образцов с надрезом Шарпи:
а — схематическое представление зависимости поглощенной энергии от температуры; б — схема изломов; в — вид излома монолитного образца.
Если судить о сопротивлении вязкому разрушению топкого и толстого металла по результатам испытания ударных образцов с надрезом Щарпи (или подобных им), то предпочтение следует отдать трубам с монолитной стенкой. Образцы монолитного сечения показывают более высокую ударную вязкость, чем многослойные (рис. И, а). На этом основании некоторые исследователи считают, что многослойные трубы будут хуже, чем обычные, сопротивляться вязким разрушениям. Однако при таком сопоставлении упускается важное обстоятельство — различие характера разрушения этих образцов. Плоскость излома многослойных образцов расположена под углом 45° к поверхности листа практически по всему нетто-сечению (рис. 11, б). Это соответствует реальной картине вязкого разрушения стенки как многослойной, так и монолитной трубы.
Излом образцов монолитного сечения — прямой.
При таком виде вязкого излома разрушение связано с более высокими энергозатратами, поскольку они включают в себя значительную работу^ пласти - рис Величина поглощенной энергии при ческих деформации за пре - испытании образцов из стали 09Г2С: делами ослабленного сече - і _ І = 4 х 4 мм; 2 — t = 18 мм.
ния. Об этом свидетельствует даже внешний вид образцов после их разрушения (рис. И, в).
і Иные выводы позволяют сделать результаты испытаний образцов по методике DWTT, если при этом о сопротивлении развитию вязкого разрушения судить по замерам поглощенной энергии (учитывая, что она затрачивается главным образом на распространение разрыва). В частности, при температуре 25 и 40 °С испытывались монолитные образцы из стали 09Г2СФ толщиной 16 мм и многослойные 4 X 4 мм (пластинки толщиной 4 мм, полученные из металла толщиной 16 мм). Они показали (рис. 12), что на распространение вязкой трещины в многослойных образцах затрачивается большая энергия, чем в образцах монолитного сечения. При этом вид разрушения в этих образцах одинаков — изломы располагались под углом 45° к поверхности листов.
Проведенные исследования показывают, что многослойные трубы, предлагаемые для северных магистральных газопроводов, могут изготавливаться из отечественных сталей, не содержащих дефицитных добавок. При этом по сопротивлению хрупким и вязким разрушениям они не будут уступать трубам с монолитной стенкой из сталей* содержащих дефицитные добавки.