МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МНОГОСЛОЙНЫХ ТРУБ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЕЧАЕК НА ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ ХАРЦЫЗСКОГО ТРУБНОГО ЗАВОДА
Опытный участок по производству труб с многослойной стенкой введен в эксплуатацию на Харцызском трубном заводе в 1979 г. На участке предусматривалось выполнение работ по уточнению конструкции многослойных труб, технологии их производства и состава оборудования, а также изготовление партии труб с целью изучения особенностей сооружения из них трубопроводов в трассовых условиях.
Для ускорения строительства некоторые установки, обеспечивающие, например, выполнение операций экспандирования обечаек и гидроиспытания готовых труб, не были включены в состав оборудования опытного участка. Поэтому к трубам, изготавливаемым на этом участке, предъявлялись менее жесткие требования в отношении допустимой величины межслойных зазоров. Кроме того, вместо специализированных станков для механической обработки кромок использованы станки СПКМ-141 упрощенной конструкции, что предопределило относительно низкую производительность опытного участка, а также не позволило обеспечить требуемую точность размеров разделки кромок и перпендикулярность обработанных торцов обечайки к ее оси. В эксплуатацию не была введена установка для стыковой сварки немерных отрезков полосы, образующихся при окончании размотки рулона.
На первом этапе многослойные трубы изготавливали из седш многослойных обечаек, причем на двух крайних обечайках участки шириной 60 мм у их торцов замоноличивали контактной сваркой. В связи с изменением требований к трубам и недостаточным качеством замоноличивания принято решение об использовании патрубков из металла сплошного сечения взамен двух крайних многослойных обечаек. В результате трубы, выпускаемые на опытном участке Хар - цызского трубного завода, представляли конструкцию, состоящую из пяти обечаек с многослойной стенкой длиной примерно 1,6 м и двух монолитных обечаек такой же длины. Кроме этих труб изготовле - но примерно 20 труб, скомплектованных из семи многослойных обечаек и двух колец шириной 250 мм из металла сплошного сечения. В основном изготавливали трубы диаметром 1420 мм с суммарной толщиной стенки 10,4 мм (четыре слоя по 4,1 мм). Для концевых патрубков
Рис. 1. Установка для навивки многослойных обечаек |
использовались трубы этого же диаметра и толщины из стали Х-70. Общий объем многослойных труб указанного типоразмера составил примерно 4 тыс. т. Сварены также опытные трубы с многослойной стенкой суммарной толщиной 24,6 мм (шесть слоев по 4,1 мм).
Технологический процесс изготовления многослойных труб состоял из следующих основных операций: размотки рулонов весом до 15 т; правки рулонной полосы на пятивалковой правильной машине; ультразвукового контроля рулонного металла; разрезки полосы на отрезки требуемой длины для получения обечаек с заданным числом слоев; навивки обечаек и их механической обработки на фаскообрезных станках; плазменной разрезки труб со сплошной стенкой на обечайки требуемой длины с последующей механической обработкой их торцов на тех же станках; сборки труб из обечаек и сварки кольцевых технологических швов; сварки последовательно внутренних, промежуточных (для труб с толщиной стенки более 16,5 мм) и наружных облицовочных кольцевых швов; рентгентелевизионного контроля кольцевых швов и вакуум-пузырькового контроля их пересечений с продольными швами; осмотра швов и исправления дефектов; механической обработки торцов готовых труб, отбора проб для испытания механических свойств рулонного металла и сварных соединений; окончательной приемки труб.
I і I |
Для выполнения операций размотки рулона, правки рулонной полосы и разрезки ее на мерные отрезки использовали оборудование^ аналогичное применяемому для этих целей в металлургической промышленности. Освоение этого оборудования не вызвало каких-либо
затруднений. Следует отметить необходимость повышения точности остановки полосы в момент реза на гильотинных ножницах с целью обеспечения разницы длин мерных отрезков в пределах не более 10 мм.
По данным ультразвукового контроля количество полос, в которых на участке, образующем внутренний виток обечайки, выявлены недопустимые дефекты, не превышало 0,7 % от общего числа проконтролированных полос.
Навивку обечаек (рис. 1) выполняли в следующей последовательности. Подающими роликами отрезок полосы требуемой длины задавали в трехвалковую гибочную машину, где осуществляли его предварительный изгиб. Затем полосу навивали на барабан навивоч - ной машины, прижимая ее к барабану гидравлическим роликовым захлестывателем и, используя натяжение полосы, получали заданное число слоев. Таким образом, в отличие от известных методов, применяемых при изготовлении многослойных сосудов, обечайки навивались без предварительного закрепления переднего конца полосы [1, 2]. Опыт работы убедительно показал эффективность и высокую производительность данного способа получения многослойных обечаек. При этом количество обечаек, имевших местные локальные участки с межслойными зазорами не более 0,5 мм, составило 39 %,- не более 1,0 мм — 63 % и не более 1,5 мм — 77 % общего числа навитых обечаек. Средняя телескопичность таких обечаек равна 28 мм. Недостаточная плотность обечаек в сочетании с их сравнительно большой телескопичностью, помимо повышенной серповидности полосы в начале и конце рулона, связаны с некоторыми конструктивными недостатками навивочной машины, в том числе с отсутствием возможности точной ориентации полосы перед ее задачей в установку, изгибом оси консольно расположенного барабана навивочной машины и недостаточной эффективностью работы роликового захлесты - вателя. Выявленные недостатки учтены при проектировании навивочной машины для промышленного цеха по производству многослойных труб.
Закрепление концов рулонной полосы после навивки обечаек на опытном участке ХТЗ выполняли ручной дуговой сваркой. Наружные и внутренние нахлесточные швы обечаек, как показано в работе [3], сваривали двумя дугами в раздельные ванны [11]. Разработанный способ и режимы сварки (табл. 1) обеспечивали получение швов с требуемой высотой усиления и плавным переходом к основному металлу. Результаты контроля швов неразрушающими методами подтвердили достаточную их стойкость против образования дефектов. Так, количество обечаек с дефектами во внутренних нахлесточных швах, приводящих к нарушению герметичности (данные вакуум - пузырькового контроля), не превышало 2,7 %, а с другими дефектами, требующими исправления (данные рентген-телевизионного контроля) —4,7 %. В обоих случаях образование дефектов связано с отклонениями от заданных параметров сварочных процессов* в част-
Таблица 1. Режимы сварки опытной партии многослойных труб размером 1420 X 16,4 мм из рулонной стали 09Г2СФ толщиной 4,1 мм
|
Примечание. При сварке нахлесточных швов первая дуга горит в углекислом газе, вторая — под слоем флюса. |
ности, применением повышенных токов второй дуги или смещением электрода этой дуги от кромки нахлесточного слоя.
Следует отметить, что из-за повышенного зазора (до 1,0—1,5 мм) между кромкой замыкающего витка обечайки и ее предыдущим витком имело место некоторое ухудшение формирования наружных нахлесточных швов и уменьшение глубины их проплавления. Такие зазоры образуются в связи с тем, что после трехвалковой гибочной машины участки полосы у ее торцов, протяженностью ~ 100 мм, остаются прямолинейными. Зазоры могут быть устранены подгибкой этих участков полосы на специальном прессе.
Сварка наружных нахлесточных швов, несмотря на использование режимов с небольшими тепловложениями, приводит к увеличению межслойных зазоров, особенно в обечайках, имеющих повышенные зазоры после навивки. В последнем случае эти зазоры перераспределяются и концентрируются в участках, примыкающих к нахлесточ - ному шву. Как отмечалось ранее, для повышения плотности слоев обечаек предусмотрено их экспандирование после сварки наружного нахлесточного шва. В связи с отсутствием на опытном участке необходимого оборудования исследования в этом направлении проводили в ограниченном объеме с использованием гидромеханического экспандера, установленного в цехе, где изготавливаются прямошовные трубы. Исследования показали, что экспандирование обечаек на 0,5—0,6 % резко снижает межслойные зазоры, в том числе в обечайках, которые после сварки наружного нахлесточного шва имели локальные участки с зазорами до 3,0—3,5 мм.
Под действием тепла, выделяющегося при сварке нахлесточных швов, особенно наружных, форма обечайки изменяется, что проявляется в увеличении ее диаметра в плоскости расположения швов. С целью ограничения этих изменений, помимо применения процесса сварки с небольшими тепловложениями (табл. 1), обечайку специальными прижимными устройствами, расположенными на установке для сварки наружных швов, предварительно овализировали таким образом, чтобы ее вертикальный диаметр перед сваркой уменьшился на 30—40 мм.
Как показали последующие испытания, для повышения надежности работы труб из обечаек, навиваемых, например в четыре слоя, необходимо обеспечить гарантированное проплавление внутренним и наружным нахлесточными швами на менее двух слоев. Однако из-за неудовлетворительной работы фаскообрезных станков механическая обработка торцов обечаек выполнялась на минимальную, не всегда достаточную величину. В результате в некоторых случаях у торцов обечаек отмечены участки швов небольшой протяженности с глубиной проплавления менее двух слоев.
Таким образом на опытном участке ХТЗ впервые освоено поточное производство многослойных обечаек для труб. Полученный опыт позволил определить пути повышения качества изготавливаемых обечаек, которые должны развиваться в направлении уменьшения межслойных зазоров и обеспечения гарантированного проплавления слоев нахлесточными швами. На Выксунском металлургическом заводе эти задачи будут решены за счет подгибки полосы у ее торцов на специальном прессе, экспандирования обечаек, а также применения усовершенствованных установок для навивки обечаек и специализированных станков для обработки их кромок.
При сборке труб к обечайке из металла сплошного сечения с помощью сборочного (технологического) шва последовательно присоединяли пять многослойных обечаек и одну (крайнюю) обечайку из металла сплошного сечения. Технологические швы сваривали в углекислом газе одной дугой проволокой Св-08Г2С диаметром 4 мм со скоростью 130—180 м/ч (табл. 1). Направление сварочной проволоки по стыку кромок осуществляли автоматически с точностью ±1,0 мм,: используя специальную копирную систему.
Для получения качественных соединений обечайки собирали так^ чтобы зазор в образующемся стыке был минимальным. Опыт производства труб показал, что при зазоре не более 1,0 мм и не перпендикулярности («косине») торцов обечаек к их оси в тех же пределах, отклонение образующей собранных труб от прямолинейности («кривизна») не превышала 16 мм, вполне удовлетворяя предъявляемым требованиям. Имевшие место случаи повышенной «кривизны» труб были связаны с недостаточно надежной работой фаскообразных станков, в результате чего «косина» торцов некоторых обечаек достигала 2—3 мм.
Внутренние рабочие кольцевые швы сваривали одной дугой под флюсом АН-60 проволокой Св-08ГНМ диаметром 4 мм со скоростью 25—30 м/ч (табл. 1). Сварку осуществляли на установке, укомплектованной двумя сварочными головками, расположенными на расстоянии, равном длине одной обечайки. При этом после выполнения первых двух внутренних швов трубу перемещали вдоль установки и сваривали последовательно третий и четвертый, а затем пятый и шестой швы. Для того чтобы направить сварочную проволоку по стыку кромок использовали дистанционную телевизионную систему.
Рис. 2. Установка для многослойной сварки наружных кольцевых швов труб |
Данные рентгенотелевизионного контроля соединений труб, сваренных внутренними кольцевыми швами, подтвердили их вполне удовлетворительную стойкость к образованию внутренних дефектов. Так, число труб с недопустимыми дефектами (главным образом, единичными порами) в таких швах не превышало 12 %. Контроль герметичности соединений вакуум-пузырьковым методом, осуществляемый в местах пересечения внутренних кольцевых и нахлесточных швов, также выявил лишь ограниченное число дефектов. Однако, как следует из результатов испытания участка газопровода, сооруженного из многослойных труб данной партии, с целью повышения надежности ' таких труб необходим контроль герметичности не только в местах указанных пересечений, но и внутренних кольцевых швов по всей их длине.
Для улучшения формирования внутренних кольцевых швов в местах их пересечений с нахлесточными швами сборку труб следует осуществлять таким образом, чтобы обеспечить совмещение внутренних нахлесточных швов смежных обечаек.
Наружные кольцевые швы выполняли двумя способами: за один проход однодуговой сваркой под флюсом (трубы с толщиной стенки
16.5 мм) и за два прохода с применением для первого промежуточного шва однодуговой сварки в углекислом газе, а для облицовочного шва Однодуговой сварки под флюсом (опытные трубы с толщиной стенки
24.6 мм). При сварке промежуточных швов использовали проволоку Св-08Г2С, а облицовочных — проволоку Св-08ГНМ и флюс АН-60. Швы сваривали одновременно двумя сварочными головками или, в случае двухпроходной сварки, четырьмя головками, две из которых осуществляли сварку в углекислом газе (рис. 2).
Вследствие чрезмерных колебаний суммарной толщины стенки трубы и размеров разделки кромок, связанных, прежде всего, с наличием меж - слойных зазоров в неэкспанди - рованных обечайках, наружные кольцевые швы сваривали на режимах с повышенными, по сравнению с рекомендуемыми, тепловложениями (табл. 1). Это обусловило более частое образование в таких швах пор и шлаковых включений. Даже в
Ов. МПа |
0<|if МПа |
6, % |
ан> кДж/м’ тасп = = -20 °С |
Доля вязкой составляющей |
Не менее |
||||
600 |
460 |
22 |
900 |
85 |
600 |
450 |
20 |
800 |
80 |
этих менее благоприятных условиях очистка кромок полосы от окалины перед навивкой обечаек, выполненная иглофрезерованием для небольшого числа опытных труб* резко снизила число образующихся в швах дефектов.
Операции отделки многослойных труб практически не отличались от обычно применяемых при изготовлении труб со сплошной стенкой. Отметим, что применение для механической обработки торцов сваренных труб указанных ранее фаскообрезных станков СПКМ-141 не позволило полностью обеспечить предъявляемые требования к перпендикулярности торцов труб.
Многослойные трубы данной партии изготавливались из рулонной стали 09Г2СФ толщиной 4,1 мм, которая имеет следующий химсостав: Мп - 1,4-1,7 %; Si - 0,5-0,8; V - 0,06-0,09; А1 - 0,02-0,05; С, S, Р — не более 0,13; 0,015; 0,025 % соответственно. Как показали исследования, металл рулонной стали и изготовленных труб, в основном, удовлетворял предъявляемым требованиям в отношении прочностных и пластических свойств, а также по результатам испытания
Ударная бтеоил./фг/й' Рис. 3. Ударная вязкость металла рулонной стали 09Г2СФ толщиной 4,1 мм при температуре —20 °С. Образцы с острым надрезом. Сталь без Ті (1) и с Ті (2). |
навивки обечаек к определенным их экспандиро- |
образцов DWTT (табл. 2). Однако некоторые плавки стали 09Г2СФ, выплавленные по данным ЦНИИчермет без дополнительного ее микролегирования титаном, имели пониженные значения ударной вязкости, определяемые при температуре —20 °С на образцах с острым надрезом (рис. 3). Кроме того, значения прочностных характеристик стали 09Г2СФ различных плавок изменялись в чрезмерно широких пределах (разброс достигал 180 МПа), что ухудшает условия настройки гибочных валь - цев установки для и может привести трудностям при вании.
Сварные соединения труб, выполненные с применением указанных ранее сварочных материалов, практически полностью обеспечивали требуемый уровень их прочности и ударной вяэкости при температуре —40 °С:
Выполненные на опытном участке ХТЗ работы убедительно пока - вали, что разработанная технологическая схема производства многослойных труб и ее основные положения, предусматривающие навивку обечаек без предварительного закрепления полосы, ограничение величины межслойных зазоров навиваемых обечаек экспандированием, сборку труб и обечаек с обеспечением требуемой их прямолинейности, наряду с минимальными зазорами в образуемом стыке, и сварки кольцевых швов труб без предварительной облицовки кромок многослойных обечаек, может эффективно применяться в промышленных условиях.
Опыт изготовления первой партии многослойных труб использован для уточнения промышленной технологии и усовершенствования проектируемого оборудования для производства труб этого типа в цехе Выксунского металлургического завода.