МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ МНОГОСЛОЙНЫХ ТРУБ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ НАГРУЗОК
Прочностные и деформационные свойства многослойных тонкостенных конструкций зависят от их конструктивных особенностей, несовершенств формы, возможных повреждений во время транспортировки и монтажа, а также характера нагружения.
Все эти факторы приобретают особое значение, если учесть специфику строительства и эксплуатации протяженных систем подземных магистральных трубопроводов в различных природно-климатических условиях. Фактические прочностные и деформационные характеристики данной конструкции многослойных труб наиболее точно и полно
Рис. 1. Складки, образующиеся цри йоте ре устойчивости стенки трубы в сжатой аоне, |
могут быть получены при исследовании труб, предназначенных для строительства трубопроводов и на моделях близких к этим трубам.
Нами исследованы четырехслойные стальные трубы диаметром 820 мм с толщиной слоя 2 мм и трубы диаметром 1420 мм с толщиной слоя 4,1 мм, изготовленные на опытном участке Харцызского трубного завода. Последние прошли разносторонние испытания на полигоне СКВ «Газстроймапшна», при строительстве водовода в районе Баку и на опытном участке под Киевом [17].
Исследования показали, что продольная жесткость труб при их изгибе в упругой стадии работы металла практически не отличается от труб с монолитной стенкой толщиной равной суммарной толщине стенки многослойных труб.
Поперечная (кольцевая) жесткость многослойных труб под действием внешней нагрузки (в частности давления грунта) значительно меньше поперечной жесткости труб с монолитной стенкой той же толщины. При поперечном сжатии многослойных обечаек без кольцевых швов, при независимой работе слоев, радиальные перемещения будут в 16 раз больше, чем у однослойной трубы с суммарной толщиной стенки. Фактически у испытанных обечаек диаметром 820 и 1420 мм без кольцевых швов поперечная жесткость меньше труб с монолитной стенкой в 13—15 раз.
Поперечную жесткость многослойных труб увеличивают кольцевые сварные швы и совместно работающие прилегающие к ним многослойные участки труб. При сжатии диаметрально направленными силами отрезков груб с кольцевыми сварными швами радиальные перемещения уменьшаются в 2—3 раза и, таким образом, поперечная жесткость исследованных труб в 4—6 раз меньше жесткости труб о монолитной стенкой суммарной толщины.
Испытания многослойных труб на изгиб с доведением их до разрушения (образования складки) проводились на специальной установке (при чистом изгибе) и в производственных условиях При подъеме сваренных из многослойных труб плетей длиной НО—135 м (рис. 1). Плети вначале укладывались на две опоры, расстояние между которыми увеличивалось до потери несущей способности одной из труб. После вырезки разрушенной трубы и сварки оставшихся частей плети на одном из концов создавалась консоль, длина которой увеличивалась до излома одной из труб (рис. 2). Опорами служили кат - ковые полотенца или спаренные троллейные подвески с полиуретановыми катками.
Как показали эксперименты, о исследованных трубах слои работают почти независимо друг от друга. Благодаря относительно малой толщине каждого слоя, стенка многослойных труб при поперечном их изгибе теряет устойчивость в сжатой зоне мгновенно при напряжениях значительно ниже предела текучести. Местной потере устойчивости способствуют несовершенства формы и деформации труб в местах приложения нагрузки на опорах. Местная потеря устойчивости стенки труб происходила при напряжениях равных 0,7 —0,8 от предела текучести металла труб, а при наличии небольшого смятия
Ряс. 2. Испытанно сваренной из многослойных труб плети на иагиб. 14 4—303 209 |
на опорах напряжения, при которых стенка труб теряла устойчивость, снижались до 0,5—0,6 от предела текучести.
При малой толщине стенки каждого слоя и практически независимой работе слоев, деформации стенок под местной нагрузкой у многослойных труб во много раз больше, чем у труб с монолитной стенкой той же толщины.
Деформации многослойных труб измерялись при различной ширине и форме опорных площадок. Упругие деформации затрудняли вращение труб на покатях, остаточные деформации приводили к образованию вмятин.
На основании проведенных экспериментов получены приближенные формулы для данной конструкции многослойных труб, позволяющие производить их расчет на прочность и устойчивость.
При расчетах трубопроводов на монтажные нагрузки надлежит учитывать возможные перегрузки и динамическое воздействие механизмов, повышающие напряжения в трубах при выполнении строительномонтажных работ в 1,2—1,6 и более раза по отношению к напряжениям, полученным при статическом расчете согласно принятой расчетной схеме.
Проведенные в производственных условиях экспериментальные исследования показали, что трубопроводы из многослойных труб диаметром 1420 мм с четырьмя слоями по 4,1 мм не могут строиться теми же методами, что и трубопроводы из труб с монолитной стенкой. Этому препятствуют, прежде всего, мгновенная потеря устойчивости стенки труб при напряжениях изгиба значительно меньших, чем предел текучести металла и образование остаточных деформаций (вмятин) при сосредоточенном приложении нагрузки.
При современных поточных методах строительства трубопроводов напряжения изгиба близки к пределу текучести металла труб, особенно при строительстве трубопроводов в пересеченной местности.
При изгибе плетей из труб с монолитной стенкой, с достижением предела текучести возрастают прогибы и лишь после распространения пластических деформаций по всему сечению наиболее напряженной трубы появляется плавная гофра. В многослойных трубах при достижении критических напряжений потери устойчивости стенки в сжатой зоне мгновенно образуется складка с потерей несущей способности трубопровода.
Устойчивость стенок труб может быть повышена за счет увеличения толщины слоев или обеспечения совместной их работы.
Испытания на изгиб двух труб диаметром 1420 мм с тремя слоями по 5,3 мм показали увеличение критических напряжений потери устойчивости при изгибе примерно на 20 %. Однако это может оказаться недостаточным для того, чтобы избежать повреждения труб при выполнении строительно-монтажных работ.
Если при наличии по концам труб обечаек с монолитной стенкой вопросы транспортировки и сварки многослойных труб в секции на базах решаются относительно просто, то подготовка трассы и траншеи, выполнение изоляционных, укладочных работ и засыпка труб грунтом, особенно в условиях Севера и Западной Сибири, требуют специальных мероприятий.