Выставки
1. Типы выставок
2. Роль выставок в рыночной стратегии
3. Выставки как инструмент маркетинга
4. Разработка выставочной стратегии
5. Текущие вопросы и потенциал развития выставочной деятельности
Существуют выставки разных масштабов и форматов, но у всех выставок есть одно общее — они являются одним из инструментов маркетинга, которые служат тому, чтобы обратить непосредственное внимание потребителя на продукты и услуги.
Продажа, установление отношений и маркетинговые исследования — это три основных вида задач, ради которых проводятся выставки. Организации могут использовать выставки для решения следующих маркетинговых задач: взаимодействия с потребителями, построения сбытовой сети, демонстрации продукции и т. д. Это может быть полезно для фирмы, осваивающей новый или быстроразвиваю - щийся рынок, в особенности если она ранее не занималась этим рынком.
Необходимо, чтобы фирма имела хорошо продуманную выставочную стратегию с четко определенными целями. Эта стратегия должна затрагивать такие вопросы, как принципиальное решение об участии в выставке, разработка бюджета, необходимое количество сотрудников для работы на выставке и решение о том, как привлекать посетителей и нужно ли делать что-нибудь еще. Стратегия должна также включать в себя вопросы, связанные с предварительной рассылкой приглашений и подведением итогов после окончания выставки. Руководителям бывает особенно сложно определить необходимость участия фирмы в выставках в целом и значимость участия в данной конкретной выставке. В этой статье обсуждаются вопросы оценки эффективности выставок, а также затрагиваются проблемы влияния развития технологий и процесса глобализации на выставочный бизнес.
Выставки — это удобное место для реализации маркетинговых возможностей. Определение выставки звучит так:
вспомогательное маркетинговое мероприятие, проводящееся в форме показа, ярмарки, выставки или базара.., целью которого является распространение информации, а также представление товаров и услуг конкурирующих и смежных отраслей. Участники мероприятий арендуют специально выделенные площади — «боксы», собранные «под одной крышей» или в виде отдельных ячеек; аудитория таких мероприятий в основном представлена потребителями, потенциальными покупателями, лицами, влияющими на принятие решений, и посредниками.
(Banting and Blenkhom, 1974)
Выставки, экспозиции, торговые ярмарки и показы (все термины взаимозаменяемы) являются одной из форм прямого маркетинга. Большинство выставок — это регулярно устраиваемые мероприятия, время проведения которых составляет от одного дня до нескольких недель. Специализированные торгово-промышленные показы часто собирают вместе под одной крышей большинство непосредственных покупателей промышленной продукции, что позволяет отследить факторы, оказывающие влияние при покупках. Кроме того, существуют постоянные выставки и ярмарки, где потенциальные потребители и агенты по продажам в любое время имеют возможность ознакомиться с новыми экспозициями или договориться о встрече с экспонентом.[35] Примером подобных выставок является Чикагская торговая ярмарка (Merchandise Mart), представляющая мебель для дома и офиса, и ярмарка InfoMart в Далласе, специализирующаяся на компьютерах и телекоммуникационном оборудовании.
Существует несколько типов выставок, которые различаются по географическому охвату, специфике охвата сегментов рынка и по направленности: на конечных потребителей или деловых покупателей.
Типы выставок по географическому охвату
Выставки в зависимости от географического охвата подразделяются на местные, региональные, национальные и международные. Местные выставки представляют собой относительно небольшие по масштабам мероприятия, основной целью которых является привлечение участников, находящихся в непосредственной близости от места их проведения. Могут существовать и передвижные выставки, которые постоянно перемещаются по территории страны. Участниками подобных выставок обычно становятся представители тех регионов, в которых проводятся показы. Региональные выставки часто являются частью выставочных мероприятий национального уровня. Так, в США выставка может получить статус региональной при условии, что минимум 40% ее участников должны быть расположены не ближе чем в 200 милях от места проведения выставки. В качестве примера можно привести выставки Nepcon. Так, выставка Nepcon West, которая экспонирует электронные комплектующие, относится к числу крупнейших выставок в этой области. Она проводится в различных областях США несколько раз в год. Еще один пример — это ежегодные региональные выставки, спонсором которых является Ассоциация станкостроительных фирм (Machine Tool Builders Association). Международные выставки, такие как Франкфуртская книжная ярмарка (Frankfurt Book Fair) и Парижский авиасалон (Paris Air Show), также имеют свои региональные представительства во многих странах. Американская ассоциация продавцов текстиля (American Textile Machinery Association) также ежегодно проводит два показа мирового уровня. Европейский салон (European show) проводится каждые четыре года в одном из городов Европы. В Гринвилле, Южная Каролина, раз в два года проводится Американский салон (USshow).
Исторически сложилось так, что для крупнейших экспортирующих стран выставки представляют важный инструмент исследования рынка. Например, Германия использует международные торговые выставки для укрепления лидирующих позиций в мировом экспорте. В Европе проходит более половины крупнейших мировых выставок. Такие европейские выставочные площадки среднего звена, как Брюссель, Барселона и Национальный выставочный центр в Бирмингеме, привлекают больше участников и посетителей, чем крупнейшие американские выставочные центры.
Выделяют два типа выставок в зависимости от охвата сегментов рынка: специализированные и многофункциональные. На специализированных выставках, как правило, экспонируются одна или несколько родственных отраслей производства. В основном такие выставки посещают специалисты, иногда вход на них возможен только по приглашениям. Наглядными примерами выставок подобного типа являются выставка противопожарного оборудования в Остраве и крупнейшая в мире выставка упаковочного оборудования Interpack. Существует достаточно много специализированных выставок в области компьютерных технологий, обработки информации и телекоммуникационных отраслях, таких, например, как компьютерные технологии в медицине, в юриспруденции, в финансовой сфере и т. д. Специализация более свойственна торговым ярмаркам, и некоторые из них получили международный статус центра той или иной отрасли промышленности.
Многофункциональные выставки в сравнении со специализированными представляют более широкий ассортимент товаров и услуг. В качестве примера можно привести Ганноверскую и Миланскую торговые ярмарки. Ежегодная ярмарка в Ганновере собирает около полумиллиона посетителей и примерно 5000 участников из более чем 40 стран. К данному типу относятся и выставки, в которых участвуют не только представители промышленной сферы. К ним относятся Познаньская, Бухарестская и Каирская международные ярмарки.
Наряду с выставками, ориентированными на деловых покупателей (предпринимателей, представителей оптовой и розничной торговли), существуют выставки потребительских товаров, предназначенные для широкой публики. Выставки потребительских товаров представляют товары и услуги, связанные с каким-либо видом деятельности или посвященные определенной теме. Производители и розничные торговцы выставляют на таких выставках новейшие образцы своих товаров в целях распространения информации о них и привлечения к ним покупателей (Barczak, 1992). Во многих городах для того, чтобы привлечь посетителей, наряду с подобными выставками проводятся развлекательные мероприятия, такие как торговые палаточные городки, выставки домашних животных, ярмарки предметов домашнего обихода. Наряду со специализированными выставками подобного рода существуют и многофункциональные показы, ориентированные на широкую публику. Например ежегодная Канадская национальная выставка в Торонто.