Влияние глобализации
Процесс глобализации отразился на выставочном бизнесе, как и на всей коммерческой деятельности (см. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ). Национальные показы все больше становятся похожи на международные мероприятия, так как привлекают участников и посетителей со всего мира.
1980-е гг. были периодом всеобщего роста выставочного бизнеса. Это выразилось в увеличении числа выставок, которые проходили в США, на Дальнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. В тот же период в Индии и Сингапуре был отмечен рост отраслей, которые принимали участие в выставках. Международные выставки имеют большое значение для развития страны, если их рассматривать как показатель экономического роста.
Экономические реформы в Восточной Европе привели к появлению известных международных выставок на месте небольших провинциальных загородных ярмарок. Лейпциг традиционно был важнейшим центром торговли между Востоком и Западом. Сейчас там находится один из выставочных центров Объединенной Германии. Проведение серий специализированных ярмарок для таких отраслей промышленности, как строительство и туризм, позволит Лейпцигу догнать своих конкурентов в этой области.
В зависимости от места проведения выставки различаются и цели участвующих фирм. Существование регионов и рынков со своими специфическими проблемами и характерными особенностями во многом определяет важность внимания к международным выставкам (Dudley, 1991). Примером может послужить любая большая выставка в Европе, куда приглашаются высокие персоны и приходит значительное число готовых приобрести продукт посетителей. На участие в торговых выставках европейские фирмы отводят значительно большую часть маркетингового бюджета, нежели американские (Schafer1987).
Обстановка на международных выставках специфична. На таких выставках присутствуют участники и посетители из различных стран, поэтому успех установления контактов во многом зависит от умения сориентироваться среди представителей различных культур. Что касается поведения посетителей и представителей деловых кругов, культурные различия выражаются в таких проблемах, как определение своей роли на выставке, мотивация и цели участия, а также сроки проведения переговоров. Для успешной работы на такой выставке необходимо понимание культурных различий и стратегий поведения посетителей вашего стенда. Среди персонала должны быть люди, ответственные за контакты с зарубежными покупателями, приехавшими на выставку. Знание языков так же важно для персонала, работающего на выставке, как и наличие литературы и видеоматериалов на иностранных языках.
Многие результаты исследований эффективности многонациональных выставок в США, представленные М. Декимпом и другими (Dekimpe etal., 1997), применимы и для подобных выставок в Великобритании. В то же время стоит отметить, что посетители выставок в этих странах по-разному вели себя при осмотре или «блуждании» по выставке, также отличалось и их поведение во время принятия решения о покупке (см. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ). Кроме того, М. Декимп рекомендует использовать различные модели представления товаров в зависимости от того, в какой стране фирма участвует в выставке.
Существует дефицит объективной и доступной информации о том, как фирмы управляют выставочным процессом и как можно сделать это лучше. Специалистами Бюро по торговым выставкам и Международной ассоциацией участников выставок (International Exhibitors Association) проведено много исследований, но они затрагивают лишь коммерческую сторону развития выставочной индустрии. В научных исследованиях также уделяется незначительное внимание выставкам, хотя их значение широко признано. Возросшее влияние выставок на сферу продаж и установление рыночных взаимоотношений в 1990-е гг. способствует изучению их роли в маркетинговой стратегии фирм.
Gillian Rice
Thunderbird — The American Graduate School of International Management
Banting, P. M. and Blenkhorn, D. L. (1974) 'The role of industrial trade shows', Industrial Marketing Management 3: 285-95.
Barczak, G. J., Bello, D. C. and Wallace, E. S. (1992) 'The role of consumer shows in new product adoption', The Journal of Consumer Marketing 9: 55-67.
Bellizi, Joseph A. and Lipps, Delilah J. (1984) 'Managerial guidelines for trade show effectiveness', Industrial Marketing Management 13: 49-52.
Bello, D. C. (1989) 'Buyer-based management of a major promotion medium: trade shows', in Bloom, P. et al. (eds.), AMA Educators' Proceedings Enhancing Knowledge Development in Marketing, Chicago: American Marketing Association.
Bonoma, T. V. (1983) 'Get more out of your trade shows', Harvard Business Review January-February: 75-83.
Bovet, S. (1995) 'VNR promotes European expo to other continents', The Public Relations Journal 51:12.
Browning, J. M. and Adams, R. J. (1988) ‘Trade shows: an effective promotional tool for the small industrial business', Journal of Small Business Management October: 31-6.
Dekimpe, M. G., Francois, P., Gopalakrishna, S., Lilien, G. L. and Van den Bulte, C. (1997) 'Generalizing about trade show effectiveness: a cross-national comparison', Journal of Marketing61: 55-64.
Dudley, J. W. (1991) Successful Exhibiting, Holbrook, MA: Bob Adams, Inc.
Everett, M. (1989) 'Using a carrot to qualify your prospects', Sales Marketing Management, June: 91.
Faria, A. J. and Dickinson, J. R. (1986) 'What kinds of companies use trade shows most - and why', Business Marketing, June: 150-5.
Gibson, M. M. (1991), Who do you want to talk to in a trade show booth?' Business Marketing February: T8.
Gopalakrishna, S. and Lilien, G. L. (1995), 'A three-stage model of industrial trade show performance', Marketing Science 14: 22-33.
Gopalakrishna, S. and Williams, J. D. (1992) 'Planning and performance assessment of industrial trade shows: an exploratory study', International Journal of Research in Marketing 9: 207-24.
Kerin, R. and Cron, W. L. (1987), 'Assessing trade show functions and performance: an exploratory study', Journal of Marketing 51: 87-94.
Konopacki, A. (1990) ‘CEOs attend trade shows to grab "power buyers'", Marketing News 15 October: 5- 18.
Konopacki, A. (1996) How and Why Exhibitions Have Changed in 1995. Bethesda, MD: Center for Exhibition Industry Research.
Lilien, G. (1983) ‘A descriptive model of the trade-show budgeting decision process', Industrial Marketing Management 12: 25-9.
Rosson, P. J. and Seringhaus, F. H.R. (1991) 'International trade fairs: firms and government exhibits', in Seringhaus, F. H.R. and Rosson, P. J. (eds.), Export Development and Promotion: The Role of Public Organizations, Boston: Kluwer Academic Publishers.
Rosson, P. J. and Seringhaus, F. H.R. (1995) 'Visitor and exhibitor interaction at industrial trade fairs', Journal of Business Research 32:81-90.
Schafer, J. (1987) 'German trade fairs open foreign markets for US products', Marketing News, 8 May:B.
Seringhaus, F. H.R. (1987) 'Export promotion: the role and impact of government services', Irish Marketing Review 2: 106-16.
Tesar, J. (1988) Trade Shows: Opportunities to Sell. A Case Study of Hannover Fair CeBIT, Denver: Trade Show Bureau.
Wiesendanger, B. (1990) 'Are your salespeople trade show duds?' Sales & Marketing Management August: 40-6.