Связи с общественностью
1. Что такое связи с общественностью?
2. Как функционируют связи с общественностью в рамках организации?
3. Компании пользуются такой поддержкой, которую они заслужили
4. Эффективный маркетинг требует эффективных связей с общественностью
5. Развитие связей с общественностью укрепляет позиции компании
Связи с общественностью[33] как одна из сфер управления — это относительно новое явление, но в настоящее время они рассматриваются как ключевой процесс. Данная статья посвящена связям с общественностью в коммерческих организациях и начинается с объяснения того, чем в действительности являются связи с общественностью и как они функционируют в рамках организации: чем отличаются от других инструментов маркетинга и как влияют на процесс принятия решений и коммерческий успех. Связи с общественностью должны отражать отношения, которые пронизывают все уровни организации начиная с самых верхних и поддерживаются всеми служащими компании. Политика связей с общественностью поможет сформировать имидж и репутацию компании, и, следовательно, результатом последовательной реализации такой политики будет поддержка и доверие общественности. Разработка политики связей с общественностью и укрепления имиджа компании должна быть одной из важнейших функций маркетинга. Работая в данном направлении, компания может достичь показателей, значительно превосходящих номинальную стоимость ее активов. Статья рассматривает, как различные виды маркетинговой деятельности, такие как реклама, коммуникации и стимулирование сбыта, могут быть объединены для того, чтобы сформировать оптимальную деловую среду.
1. Что такое связи с общественностью?
Фактически, каждая из 500 компаний, присутствующих в рейтинге журнала «Fortune», или из 1000 компаний рейтинга газеты «Times» использует в своей деятельности, согласно исследованиям таких организаций, как Public Relations Society of America и Institute of Public Relations of the UK, официальные связи с общественностью, которые осуществляются под контролем высшего руководства компании. В то же время до 1950-х гг. данная функция едва ли использовалась кем-то, кроме некоторых западных правительств и их вооруженных сил.
В данной статье освещается роль связей с общественностью в рамках организаций, в частности коммерческих компаний, хотя принципы могут быть применены к любому коллективному образованию (или индивиду), которое имеет отношения с различными группами людей. Например профсоюзы, благотворительные организации, правительственные группы и профессиональные органы — все они практикуют связи с общественностью для улучшения коммуникаций. Данный раздел также рассматривает взаимодействие связей с общественностью с маркетинговыми, финансовыми, человеческими и другими ресурсами компании.
Полезно оценить сравнительно короткую историю связей с общественностью как официальную сферу деловой активности. Например, их не всегда и не везде понимали. Они продолжают развиваться. Они зачастую практиковались неофициально или неструктурированно, чем очень напоминали маркетинг несколько десятилетий назад, когда он только развивался.
Все это изменилось. Теория и практика связей с общественностью развивались и накапливали опыт. По данной теме были написаны как практические пособия, так и учебники. Профессиональные органы стали структурирораться надлежащим образом. В США связи с общественностью предлагались кэк академический курс во многих университетах. Аналогичное развитие, хотя и начавшееся позднее, было отмечено в таких странах, как Австралия, Канада, Германия, Индия, Нидерланды и Великобритания.
Как связи с общественностью добились такого повсеместного признания, особенно в рамках умудренных опытом коммерческих организаций? Это произошло отчасти по причине роста образованности потребителя, что привело к последующему росту спроса с их стороны на более совершенную информацию, кроме того, возникла реальная потребность укрепить организацию через коммерческое предложение. Связи с общественностью стали организованной связью между компанией и обществом. Как маркетинг, так и связи с общественностью развились в результате того, что можно описать как коммерческая демократия, действующая в области общественного мнения.
Важен не корпоративный «имидж», а индивидуальность
Связи с общественностью помогают определить и разработать «индивидуальный образ» организации для широкой аудитории, что и определяет ее успех.
Один из подходов к связям с общественностью описывает эту деятельность как проектирование индивидуальности организации. Корпоративная индивидуальность — это то, что представляет собой организация, во что она верит, к чему стремится. Индивидуальность может развиваться и контролироваться руководством, чтобы стать центральным фактором в построении корпоративной репутации. Возможно, самым подходящим практическим описанием связей с общественностью является отнесение их к сфере управления корпоративной репутацией.
Аналогично нашей способности предугадать, будет ли вести себя человек как развитая и уравновешенная личность, мы должны быть в состоянии предсказать, как поведут себя корпорации с ярко выраженной индивидуальностью.
Полезным рабочим определением связей с общественностью является рассмотрение их как усилий, которые руководство прилагает для распознавания и
устранения любого разрыва между тем, как видится организация своим ключевым потребителям, и как она должна видеться.
Конечно, существует множество других факторов, которые существенны для успеха, и в первую очередь — сам маркетинг. Самые удачные связи с общественностью не компенсируют недостатков продукции, качества, услуг, персонала и многих других важных элементов бизнеса. В действительности желательно, чтобы активная политика связей с общественностью обнажала, а не скрывала недостатки в перечисленных областях.
Официальное определение данного вида деятельности, представленное Institute of Public Relations в 1994 г., описывает его как запланированные и продолжительные усилия по установлению и поддержанию доброжелательности и взаимопонимания между организацией и общественностью.
Некоторые определения связей с общественностью только описывают «взаимопонимание». Этого недостаточно, так как они акцентируют внимание на знании аудитории, но совсем необязательно на понимании ее мнений и взглядов. Ясно, что информация является только частью коммуникаций, тогда как коммуникации — это только часть связей с общественностью. Ибо то, что делает компания, также важно, как и то, что она говорит.
Маркетинг определяется Chartered Institute of Marketing (1994) как управленческий процесс, ответственный за распознавание, предугадывание и удовлетворение требований потребителя. В данном определении подразумевается необходимость создания наиболее подходящей деловой среды, в которой данные товары или услуги могли бы предлагаться и распространяться. Разумно расширять это понятие до создания доброжелательных отношений между организацией, предлагающей товары и услуги, и покупателями данной продукции — зто вполне нормальная ситуация в условиях информационной демократии.