Стимулирование и другие элементы маркетинга-микс
Хотя стимулирование зачастую называется дополнительным средством маркетинговых коммуникаций, было бы точнее рассматривать его как средство «настройки» всех остальных инструментов маркетинга-микс (см. МАРКЕТИНГ-МИКС). Каждый компонент предлагает различные выгоды для потребителей (см. рис. 1). Чтобы усилить привлекательность общего коммерческого предложения, стимулирование сбыта может предоставить выгоды, которые:
♦ повышают эффективность коммерческого предложения посредством улучшения качества или добавления дополнительных материальных выгод;
♦ повышают привлекательность предложения вследствие большего предлагаемого объема, снижения цены или облегчения условий оплаты;
♦ облегчают доступ к товару посредством расширения каналов распространения и дополнительных льгот, таких как бесплатная доставка;
Маркетинговая культура |
||||
Маркетинговые цели |
||||
Маркетинговая информация |
||||
Маркетинговая стратегия |
||||
Маркетинговая тактика |
||||
Ценовая доступ ность |
Террито риальная доступ |
Желательность |
/ Стимулиро - / вание сбыта |
|
Полез ность |
Доверие |
/Личные продажи |
||
ность |
Узнаваемость / |
/ Реклама и связи с общественностью |
Товар |
Цена |
Место Продвижение |
>s |
|
-о |
|
m |
|
О |
о |
о |
|
(1) |
|
ь* |
-г |
к ф |
о а |
а |
с. |
а |
|
2 |
|
CD |
|
S |
|
* |
|
о |
|
Д е; ф |
2 Ч |
О |
|
ь. |
|
VD |
л |
О |
со |
а |
|
а |
|
с |
Рис. 1. Процесс создания потребительской выгоды
♦ поддерживают рекламную деятельность, личные продажи и связи с общественностью в деле укрепления узнаваемости облика товара и формирования доверия к нему посредством распространения привлекающей внимание информации и важных новостей, а также порождением тем для рекламных кампаний и дискуссий с потребителями.
Стимулирование, как правило, является краткосрочным инструментом маркетинга-микс, но некоторые стимулирующие процессы могут превратиться в регулярные мероприятия или постоянные акции. Система стимулирования частых перелетов, установленная на авиалиниях, изначально рассматривалась как краткосрочный инструмент, но превратилась в значимый и выгодный (посредством предоставления сопутствующих услуг) компонент туристического бизнеса. Некоторые утверждают, что такие постоянные акции превращают маркетинговую деятельность из стимулирования в другой элемент маркетинга-микс. Это достаточно спорный вопрос, но он отражает трудности в проведении четких и ясных границ сферы стимулирования сбыта. В точности невозможно определить, где проходит граница между стимулирующими ценами и обычными, между стимулирующими публичными акциями или просто связями с общественностью.
Рисунок 2 показывает, как стимулирование сбыта взаимодействует с другими элементами маркетинга-микс, представленными как расширенные «9 Р» (Девять «П»), Акцент, который ставится на стимулах увеличения общей ценности, означает, что это соотношение цены и товара, привлекающее общее внимание. Однако стимулирование также предлагает значительные возможности для интеграции с другими формами маркетинговых коммуникаций (см. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ).
Мероприятия по стимулированию сбыта и реклама
Стимулирование и реклама всегда считались конкурирующими средствами маркетинговых коммуникаций. Данное соперничество представляло скорее конку-
Рис. 2. Стимулирование и маркетинг-микс: обобщенная модель |
ренцию между агентствами, специализирующимися на различных типах кампаний, чем некую форму маркетинговой логики. В действительности было доказано, что реклама, которая отличается от стимулирования, особенно эффективна при общении с потребителями и для укрепления имиджа компании. Было также доказано, что стимулирование является наиболее эффективным, когда подкрепляется рекламой.