Развитие связей с общественностью укрепляет позиции компании
Маркетинговые планы, изложенные наилучшим образом, могут иногда быть разрушены факторами, не поддающимися контролю управляющих маркетингом. Уверенность в продукции ослабляется страхом за здоровье, безопасность и окружающую среду, что зачастую муссируется в широкой прессе. Пара рассерженных акционеров на ежегодном общем собрании, как известно, привлекает больше внимания, чем объявление о массовом запуске нового производственного оборудования. Несколько местных жителей могут повлиять на выдачу разрешения о расширении какой-либо фабрики.
Связи с общественностью очень важны для компании, ее ценностей и задач, но они будут наиболее эффективны, если согласованы с сообщениями, запланированными в структуре маркетинга.
Историческая проблема ртутных загрязнений вызвала негативные публикации в прессе, что могло повредить международному химическому гиганту Rhone - Poulenc. Располагая достаточно просвещенным руководством, компания разработала, возможно, несколько самых прекрасных в данной области стратегий по защите окружающей среды для того, чтобы улучшить отношения с общественностью. Эти скоординированные действия имели такой успех, что при полном сотрудничестве с местным населением компания с тех пор инвестировала £50 млн на постройку нового исследовательского и производственного комплекса на данном участке. Связи с общественностью стали существенным фактором успешного выведения продукции на рынок; плохая же общественная репутация наносит адекватный ущерб продажам.
Предприятие по производству полуфабрикатов из мяса птицы, которым совместно владели лидирующая компания по продовольственным продуктам и крупный розничный поставщик, столкнулось с проблемой неприятного запаха, и местные жители заблокировали запланированное расширение, которое бы открыло много новых рабочих мест. Проблемы нельзя решить одними только техническими новшествами. Доброжелательность и поддержка местных жителей должны завоевываться посредством программы установления связей с общественностью, чтобы показать, что компания прислушивается и действует целенаправленно для устранения неудобств и создания хороших отношений с соседями.
Над заводами по производству кукурузной муки Cargill в свое время нависала угроза закрытия из-за жалоб местного населения на неприятный запах. Когда Union Carbid вызвал трагическое происшествие в Бхопале, Индия, разрешение на многие запланированные разработки по всему миру было заблокировано, даже когда процесс не был связан с химикатами, задействованными в бхопальском инциденте. На обоих предприятиях технические новшества были затем успешно внедрены совместно с эффективными коммуникациями для завоевания поддержки общественности.
Во всех данных случаях товарная составляющая маркетинга-микс не смогла решить проблемы и продажам угрожали проблемы, вызванные факторами, далекими от типичных.
Скоординируйте основные маркетинговые коммуникации со связями с общественностью
Некоторые маркетинговые кампании проводятся с помощью рекламы. Товары повседневного спроса, дающие ограниченную пищу для новостей и приобретаемые часто, нуждаются в рекламной поддержке, чтобы выделить их из конкурентных, обозначить их специфичные особенности и выгоды, напомнить покупателю о ценности торговой марки. В качестве примеров можно привести безалкогольные напитки, кофе и большинство бакалейных товаров. Связи с общественностью могут использоваться в качестве поддержки, чтобы достучаться как до торговой, так и до потребительской аудитории. Например, компания Coca-Cola активно спонсирует футбольные матчи.
Все же многие товары и услуги лучше поддерживать с помощью связей с общественностью, отводя им лидирующую роль. Это будет особенно уместно там, где товар или услуга вызывают широкий интерес по причине, например, своей новизны или воздействия на повседневную жизнь.
Основанная в Нидерландах компания Philips, специализирующаяся на электронике, применяла связи с общественностью при запуске опытной энергетической системы на производстве. Компания Canadian mushroom industry применила подход к установлению связей с общественностью, в рамках которого была разработана реклама. Первая в Европе служба по составлению домашних телефонных справочников First Direct укрепила свое положение почти полностью благодаря связям с общественностью.
Профессионалам маркетинга придется принимать решение о роли, исполняемой каждой составляющей. Однако полезно убедиться, что специалисты по рекламе, личным продажам, стимулированию и связям с общественностью распознают баланс и приоритеты каждого вида деятельности. Конечно же, реклама и связи с общественностью не должны рассматриваться как конкуренты, но должны проводиться сообща, укрепляя коммуникационные методы. Следовательно, взаимодействие рекламы и связей с общественностью должно быть тесным и эффективным.
Убедитесь, что связи с общественностью и реклама действуют сообща
Согласованность будет возможна только тогда, когда управляющие маркетингом объединят аудитории, на которые направлена реклама и связи с общественностью, а также добьются взаимопонимания и доверия. Очень важно заставить работать все элементы маркетинга-микс сообща. Это накладывает определенные ограничения на исполнителей, поскольку в данной работе всегда существуют достаточно властные личности, возглавляющие рекламные агентства, консалтинговые агентства по связям с общественностью, исследовательские организации и дизайнерские агентства, специалисты по стимулированию сбыта и т. д. Самый громкий и сильный не должен доминировать над остальными.
Как только был согласован бюджет, между рекламой и связями с общественностью не должно существовать никакой конкуренции по расходованию средств. Помочь эффективному координированию рекламы и связей с общественностью могут следующие десять простых правил:
1. Включить обе дисциплины в маркетинговый план.
2. Определить взаимодополняющие цели для связей с общественностью и рекламы.
3. Назначить отдельный и стабильный бюджет для каждой.
4. Согласовать сферу ответственности и запланированные действия.
5. Установить практический распорядок для координирования.
6. Устраивать регулярное совместное обсуждение для обеих дисциплин.
7. Организовать представление друг другу рекламных кампаний и программ по связям с общественностью.
8. Устроить совместную презентацию руководству организации.
9. Обеспечить регулярный обмен всей документацией и информацией.
10. Настоять на том, чтобы все стороны работали вместе в текущем году, в противном случае они могут не иметь никаких шансов в следующем.
Хорошие связи с общественностью создают подходящую деловую среду
Отдельно взятые связи с общественностью не могут обеспечить заказ, принести прибыль или снизить затраты. Однако при мудром применении связи с общественностью могут значительно увеличить эффективность маркетинга, способствуя формированию доброжелательности у важных для корпорации аудиторий. В сущности, вместе с другими коммуникационными дисциплинами они способны создать деловую среду, в рамках которой может быть представлено коммерческое предложение.
Перефразируя знаменитое рекламное объявление McGraw-Hill: «Я знаю Вашу компанию, у Вас солидная репутация, Ваши товары и услуги на хорошем счету. Каково же предложение, которое Вы хотите мне сделать?»
Roger Haywood Kestrel Communications
Haywood, Roger (1994) Managing Your Reputation, Maidenhead: McGraw-Hill.
Institute of Public Relations (1994) Professionalism in Practice, London: Institute of Public Relations.