Развитие процесса стимулирования сбыта
Традиционно стимулирующая деятельность охватывала товары, пользующиеся широким спросом, в частности продукты питания в упаковке. В последнее время стимулирование стало характерным для более разнообразного рынка товаров, включая финансовые услуги, предметы длительного пользования и благотворительную сферу. 80-е гг. стали свидетелями повсеместного роста расходования средств на стимулирующую деятельность. Хотя оценки, касающиеся затрат на стимулирующие мероприятия, сильно отличаются друг от друга, отражая разные толкования используемых стимулов сбыта, справедливо сказать, что на многих типах рынков расходование средств на стимулирование сбыта значительно превышает расходование средств на классическую рекламу торговых марок. За ростом стимулирующей активности стоит ряд факторов:
1. Растущие сомнения по поводу рентабельности рекламы в свете растущих цен и повышенной рекламной шумихи: нехватка убедительных данных, чтобы доказать прямое влияние рекламы на предпочтения покупателей и потребительское поведение, а также очевидная враждебность потребителей по отношению к рекламе подогревают эти сомнения. Появление видео и пультов дистанционного управления, которые позволяют «устранить» рекламу, также разрушили уверенность телерекламодателей в их способности достучаться до целевой аудитории (см.: РЕКЛАМА; ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ).
2. Недавно обретенная «респектабельность» стимулирования сбыта вследствие расширенного его применения ведущими деятелями рынка и растущий профессионализм агентств по стимулированию сбыта.
3. Усиленный покупательский отклик в момент покупки, в частности распространяющийся на товары, пользующиеся широким спросом. В ключевых рыночных сферах, таких как сети кондитерских и закусочных, около двух третей всех покупательских решений принимается прямо в магазине и, таким образом, стимулирование может осуществляться прямо на месте.
4. Были обрисованы временные перспективы, отражающие растущую изменчивость рынка, конкуренцию и ускоряющийся товарооборот. Развитие рекламных кампаний, которые формируют и побуждают запомнить желаемый образ торговой марки, — медленный и трудоемкий процесс. Немедленный рост спроса, следующий за стимулированием, очень привлекает деятелей рынка, спешащих в короткие сроки расширить долю рынка и объемы продаж (см. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ТОВАРА).
5. Грядет микромаркетинг как следствие процесса сегментирования рынка, где стимулирование может обеспечить более размеренные и целенаправленные коммуникации, чем средства массовой информации.
6. Ослабление привязанности к определенной марке, что вызвано расширением выбора, притуплением осознания разницы между торговыми марками, а также тем, что на рынке товаров, пользующихся широким спросом, растет доверие потребителей к индивидуальным маркам розничных торговцев (см. БРЕНДИНГ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ МАРКАМИ).
7. Эффект «снежного кома» на некоторых рынках сбыта, когда компании чувствуют себя обязанными достичь уровня стимулирующей деятельности конкурента или рискуют в противном случае потерять долю рынка и конкурентоспособное положение.
8. Платежеспособность: национальные средства массовой информации стали непомерно дороги для многих компаний, особенно когда бюджет, выделяемый на маркетинговые цели, ограничен. Стимулирование позволяет покрывать большую зону действия при низких затратах, затратах, делимых между партнерами и способных даже окупаться.