Персонал для работы в выставочном боксе
Квалификация персонала, работающего на выставке, во многом определяет успех участия в ней. Для успешной работы персонал бокса должен уметь установить личный контакт с посетителем и в то же время суметь отличить случайного посетителя от заинтересованного клиента. Жестикуляция и умение вести диалог, равно как и знание выставляемых товаров, играют важную роль в успешной деятельности продавцов (Wiesendanger, 1990).
Д. Белло (Bello, 1989) полагает, что личные впечатления от выставки имеют гораздо большее значение, чем все остальные источники информации вместе взятые. Результаты его исследований также показывают, что посетители выставок более заинтересованы в получении информации технического характера, нежели в ознакомлении с условиями торговых сделок. Исследования Бюро по торговым выставкам (Trade Show Bureau) США обращают внимание, что знания сотрудников, работающих непосредственно с посетителями, играют важную роль. Представители компьютерного бизнеса, непосредственно принимающие решение о покупке товара, признались, что на торговых выставках они предпочитают общаться с техническим персоналом и инженерами (Gibson, 1991). Это относится и к тем ситуациям, когда посетитель хочет подробнее узнать о новом или сложном продукте. В целях повышения эффективности работы в боксах на выставке должен работать персонал, который способен ответить на технические вопросы клиентов.
Место проведения выставки также оказывает влияние на отбор персонала. Иногда, учитывая культурные традиции, привлечение особ женского пола к работе на выставке неуместно. На выставках, проходящих за пределами США, данное правило достаточно часто распространяется на топ-менеджеров, принимающих участие в показе. У американцев же обычно менеджерами среднего звена являются женщины. Главы зарубежных представительств европейских многонациональных компаний, работающие в США, Азии и Южной Европе, располагаются в штаб-квартире компаний, что позволяет им общаться с потенциальными потребителями из различных уголков мира. В дальнейшем те личные контакты, которые высшее руководство фирмы устанавливает во время проведения торговых выставок, могут стать хорошей основой для последующего развития отношений. Торговые выставки играют важную роль в реализации маркетинговой стратегии европейских фирм. Численность выставочного персонала и то, как представлена фирма на выставке, отражают позиции, которые она занимает в отрасли. Фирмы, которые не представлены или недостаточно широко представлены, рискуют потерять часть своего рынка. Так, в США, где традиционно не посылают высшее руководство на выставки, опрос 100 исполнительных директоров из 500 крупнейших американских корпораций показал, что 82% из них посетили за 1989 г. хотя бы одну выставку (Konopacki, 1990).
Этот этап включает комплекс мероприятий по связям с общественностью, а также определение потенциальных посетителей и рассылку им приглашений. В дальнейшем это может оказать влияние на принятие ими решения о посещении выставки.
Продвижение товара во время работы в боксе
Для успешного будущего взаимодействия посетителей и персонала, работающего в боксе, необходимо собрать общую информацию как об экспонентах, так и о покупателях. Развитие взаимоотношений является динамическим процессом и имеет большое значение для участников выставки. Необходима специальная стратегия сбора информации, так как выставочная среда быстро меняется и сложна по своей структуре. К примеру, М. Эверетт (Everett, 1989) описывает, как одна компания предлагала авторучки с фирменным логотипом каждому, кто ответит на все вопросы о предъявляемых требованиях к разрабатываемому продукту. Ручки рассылались по почте, но если ответы на заданные вопросы показывали, что отвечал профессионал, ручка доставлялась лично представителем компании. Это позволяло компании установить дополнительные контакты с потенциальными покупателями.
Формальное участие в торговых выставках — это слишком дорогое удовольствие. Довольно часто на таких мероприятиях наибольшую ценность имеют переговоры, которые проходят как бы между делом. Атмосфера европейских выставок способствует тому, чтобы посетители боксов проводили в них как можно больше времени. Многие стенды (так в Европе называются выставочные боксы) имеют в своем распоряжении комнаты для проведения семинаров, конференц-залы или комнаты, где посетителям могут предложить напитки и закуски, а иногда и еду.
Семинары и лекции, которые проводит фирма, представляют еще одну возможность для развития взаимоотношений между продавцами и покупателями. Определенную выгоду могут принести мероприятия, которые проводят компания по обучению посетителей. На крупнейшей мировой ярмарке офисных, информационных и телекоммуникационных технологий CeBIT в Ганновере лекции преследуют две цели: обмен информацией между коллегами и возможность предоставления информации о продукте заинтересованным группам. К примеру, это могут быть пакеты документов для юристов, архитекторов и розничных торговцев.
Собранная на выставке информация включается в маркетинговую базу данных фирмы. Полученную информацию необходимо рассмотреть и проанализировать, пока воспоминания о выставке еще свежи.
Существует нехватка удобных и применимых к различным ситуациям способов определения эффективности торговых показов. Часто менеджеры не моїут с легкостью оценить обоснованность их затрат на участие в выставках. Поэтому необходимо серьезно относиться к определению целей проведения торговых выставок.
Цели участия фирм в выставках различны, поэтому используются различные методы их оценки. Не существует какого-либо критерия для точной оценки эффективности выставок разных типов. Это объясняется тем, что цели и стратегии проведения выставок разнообразны. В одних случаях при оценке главную роль играют качественные показатели, а в других — количественные. Т. Бонома (Вопота, 1983) называет сложности оценки торговых выставок продолжением проблем маркетинга.
Для оценки выставки организаторы собирают статистическую информацию о ее посетителях. В США деловой журнал «Audit of Circulation Inc.» публикует отчеты о посещаемости выставок. Это достаточно подробная статистическая информация, где приводятся данные об «особенностях аудитории», «активности аудитории», «эффективности выставки». В понятие «эффективность выставки» включается также общее число посетителей выставки и затраты на одного посетителя (Bellizi и Lipps, 1984). Результаты учитывают представительность отрасли на различных показах и личные впечатления.
В литературе по маркетингу предлагаются различные пути определения значимости выставки для фирмы. К примеру, П. Керин и В. Крон (Kerin and Cron, 1987) придерживаются, в качестве критерия для оценки, того, насколько сам менеджер удовлетворен участием в выставке. Модель М. Декимпа и других (Dekimpe, 1997) анализирует различия в оценивании эффективности выставки применительно к отрасли и к компании в двух странах: США и Великобритании. К постоянным критериям в проводимом анализе относятся: предвыставочная компания, размер боксов, персонал, особенности фирмы, тип и масштабы выставки, отрасль. К изменяющимся критериям авторы отнесли эффект привлекательности бокса. С. Гопалакришна и Дж. Уильямс (Gopalakrishna and Williams, 1992) делают основной акцент на появлении предложений во время показа, являющихся основным критерием для оценки выставочных мероприятий. При этом важно отметить, что появление новых предложений не является определяющим при принятии решений об участии в выставках для большинства фирм. Гораздо более важным представляется превращение предложений в реальные продажи, которые приносят доход. Как подчеркивают авторы, оценка эффективности участия в выставке становится еще более сложной по причине того, что на объем продаж часто оказывает влияние не только выставочная активность. По этой причине методика оценки эффективности участия в выставке является очень схожей с оценкой эффективности рекламной кампании (подробнее об этом см. РЕКЛАМА, раздел «Оценка эффективности рекламной кампании»).
Хорошо продуманная система контроля позволяет усовершенствовать оценку объема продаж на торговых выставках. Серьезное исследование С. Гопалакришны и Г. Лилиена ( Gopalakrishna and Lilien, 1995) посвящено данной теме. Эти авторы предлагают модель оценки эффективности выставок, основанную на трех принципах: привлекательность (процент пришедшей на выставку аудитории, которая посетила бокс), контакт (какую часть целевой аудитории удалось привлечь и насколько активно она общалась с работающими в боксе продавцами) и продолжение (каков процент контактов, приведших к заключению сделки). Для этого исследования использовались данные о выставках в США, поэтому эти результаты не отражают ситуации на других выставках. Работу нельзя назвать полной еще и потому, что в ней не приводится количественная оценка контактов, закончившихся продажей.
П. Россон и Ф. Серинхаус (Rosson and Seringhaus, 1991) отмечают, что не только количество предложений и объемы продаж входят в понятие «результаты проведения выставки». Полученный опыт, который в дальнейшем отразится на маркетинговой деятельности фирмы, также относится к этим результатам. Он оценивается как по объективным, так и субъективным критериям эффективности выставки. К результатам относится как факт продажи (продажи на самой выставке, в течение года после участия в ней или в дальнейшем), так и увеличение объема продаж фирмы, которое позволит ей достичь поставленной цели. Удлинение периода продаж дает возможность большего общения продавца с покупателем. Подвести итоги можно практически сразу после выставки, но ее последствия могут проявиться и намного позже. Большинство продаж происходит не на самой выставке, а в течение нескольких месяцев после нее, так как природа выставок такова, что сама выставка длится недолго.