Комплектование штата
Многие проблемы менеджеров по продажам могли бы быть устранены или по крайней мере уменьшены, если бы можно было найти успешный тип продаж. Это подразумевает, что сами собой появятся удачливые продавцы, приобретут необходимые навыки или, возможно, сами научатся на собственном опыте. Задача менеджера по продажам состоит в том, чтобы найти таких людей. Некоторые из лучших книг о торговле показывают, что многие люди все еще опираются на такую формулу. Другие книги о личных продажах представляют официальные списки атрибутов, которыми следует обладать исполнителям, в то время как другие предполагают, что загадку сверхпродавца нужно искать в личных чертах характера и психологических особенностях человека (Lamont andLundstrom, 1997).
Ситуации продаж зачастую бывают уникальными, по крайней мере отличаются по типам, приведенным выше. Различные роли, комплексные задачи и разнообразие складывающихся ситуаций требуют определенной приспосабливаемости продавцов к любому перечню торговых принципов, который может быть взят за основу. Немаловажным фактором является то, что проблема оценки персональных качеств характера и психологических особенностей имеет комплексный характер. Сущность данной работы (установление новых деловых отношений в противовес однократному обслуживанию по телефону) может означать, что необходимы совершенно иные характеристики для эффективной деятельности в различных ситуациях (Greenberg and Greenberg, 1980). Здесь более приемлем нетрадиционный подход, и нужно искать лучшее объяснение между пригодностью к определенной работе и характером индивидуума, и наоборот. Данные, описывающие характеристики успешных продавцов, неубедительны и противоречивы. В действительности основная предпосылка, что есть идеальный тип продавца, не может быть верной. Не лучше ли изучать характер покупателя вместо характера продавца для того, чтобы найти лучшее объяснение торговой деятельности?
Менеджеры по продажам, так же как и менеджеры по маркетингу, должны реагировать на изменения в поставках, спросе или рыночной инфраструктуре, в которой осуществляется деятельность. Лица, работающие в непосредственном контакте или являющиеся пограничным звеном между различными рыночными субъектами в динамичной среде, нуждаются в большом количестве навыков, начиная с решения стратегических проблем и ориентации на прибыль и заканчивая хорошо развитыми коммуникационными способностями. Современный продавец обязан обладать большей совокупностью навыков и умений, а также уметь применить более эластичный подход. К несчастью работодателей торгового персонала, лица, которые обладают данными навыками, могут счесть торговлю низкой по статусу профессией, не удовлетворяющей их потребностям.
С точки зрения маркетинга личные продажи облегчают подгонку товара под требования покупателя. Важной характеристикой способностей в сфере продаж является компетентность индивидуума в идентификации и оказании влияния на разнообразные потребности и комплексные особенности поведения покупателей. Факторами, определяющими успех работы, не обязательно являются интеллектуальные характеристики, на которых традиционно основываются большинство систем отбора. Вместо этого результат отражает совпадение между качествами потенциального клиента и продавца, а также знания, суждения и способность к убеждению у обеих сторон. Продавцами не рождаются, а становятся. Это означает не то, что личностные и физические характеристики больше не важны для человека, который нанимается на работу продавцом, но что эти качества нужно культивировать и развивать посредством обучения, направления и других форм мотивации.
Традиционно продавцы обучались упрощенным схемам торгового процесса, как правило, представленным серией последовательных шагов, начинающейся с первого контакта, возбуждения интереса, создания предпочтений, представления конкретного предложения, завершения продажи и поддержания бизнеса. Редко случается, что данная форма процесса действительно встречается в реальности, и хотя она и является полезным обучающим средством, процесс в реалиях не состоит из всех обозначенных ситуаций обмена. Кроме того, и продавцы редко относятся к распространенному типу. Сегодня торговый персонал лучше обучен и квалифицирован, используются команды профессиональных продавцов, а также все чаще применяются прогрессивные технологии. Существуют мелкие и крупные потребители, дополнительные задачи, которые нужно выполнить, например содействие продвижению товара на рынок и оказание услуг, усовершенствование управления поставками при растущем уровне конкуренции между сферами производства, особенно в международном масштабе. Для того чтобы отреагировать на эти изменения, требуется более квалифицированное управление продажами. Растущий объем продаж, сниженные цены и более выгодная «состыковка» товара и покупателя — это три способа усовершенствовать торговый процесс. На уровне индивидуального продавца работа может быть улучшена сначала путем наращивания объема заказов. Поскольку такое улучшение по определению ограничено, многие исследования в США и Великобритании не считают, что большой объем заказов эквивалентен лучшему исполнению. Во-вторых, многие продавцы также осведомлены о важности контролирования цен и стараются улучшить эту работу, но опять же улучшение ограничено и лимитировано. В-третьих, распределение усилий по продавцам может быть изменено. Обучение может пойти на пользу всем этим трем сферам, но только в третьей сфере можно обнаружить разницу в торговом исполнении. Интересно отметить, что менеджеры по продажам оценивают, что в среднем разница между обычным продавцом и хорошим продавцом составляет приблизительно 20%, так что качество очень значимо (Ingram, 1992).Обучение должно быть направлено на то, чтобы продавцы подходили к работе осмысленно, а не только упорно. В основном улучшение качества исполнения может быть достигнуто одним из трех способов: улучшением содержания обращения, более эффективными коммуникациями и развитием межличностных отношений (см. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СЕТИ).