Использование связей с общественностью для создания реальной ценности компании
Доброжелательное отношение к компании может быть самым значимым ее активом. Для компаний, торгующих товарами широкого потребления, такая доброжелательность зачастую представляется как ценность торговой марки. В последние годы наблюдалось много дискуссий о том, отражать ли это в балансовых отчетах.
Британский Accounting Standards Committee (Комитет стандартов бухгалтерского учета) предположил, что ценность торговой марки может быть сопоставима с прибылью за конкретный период, составляющий двадцать или более лет. Конечно, это не очень много, если учесть, что такие крупные марки, как Buick, Burberry, Marlboro, Stella Artois или Tide, имеют значительно более высокую ценность, а некоторые из них существуют уже пятьдесят или более лет. Несомненно, в некоторых случаях сложно отделить ценность бренда от самой компании, особенно когда используется одно и то же название, например BMW, Campbells, Electrolux, Firestone, Hoover или Olivetti.
Рассмотрим коммерческую ценность, которой может обладать брецд и, следовательно, потенциальную отдачу от затрат на маркетинг, которые могут создать данную торговую марку. Компания Nestle купила фирму Rowentree Macintosh за более чем £2,5 биллиона в 1988 г., когда физические активы компании составляли только 20% от данной цены. Эта сумма была платой за рыночный опыт, дистрибутивные способности и ассортимент торговых марок. Другими словами, Nestle была готова заплатить в пять раз больше, чтобы приобрести данные марки и технику совершенной доставки товаров на рынок. Схожие сделки были проведены в конце 1980-х гг. компаниями, цена которых в четыре-пять раз превышала номинальную стоимость активов.
Разграничьте рыночное продвижение товара и самой компании
Какой бы ни была политика компании, все же важно, чтобы связи с общественностью поддерживали позицию торговых марок отдельно от ценностей компании. В идеале должно быть две программы связей с общественностью: продвигающая товары и отражающая деятельность компании, отдельные, но согласованные.
Маркетинговый подход к деятельности компании может внести свежий взгляд в управление таким важным активом, как имя компании. Иногда компании могут создать вокруг себя настоящую ауру. Заявление «Мы будем работать упорнее» вызвало доверие общественности и долгое время приносило прибыль компании Avis во всем мире.
В промышленном (деловом) секторе европейский агрохимический лидер, компания Scheering, явила один интересный пример. Фирма признала, что многие ее товары наносят вред окружающей среде. Посредством талантливо построенных связей с общественностью, технологий, новых товаров, обслуживания потребителей и маркетинга в целом компания приняла новую позицию под лозунгом «Green Science». Результатом было большее доверие, стабильная репутация и награда за превосходство от Chartered Institute of Marketing в Великобритании. Еще одной, даже более важной деталью, является то, что компания Scheering завоевала себе более устойчивую конкурентную позицию.