Формы стимулирования сбыта
Существует широкий спектр маркетинговой деятельности, направленной на получение отклика от потребителей и рыночных посредников посредством предоставления им дополнительных выгод; следовательно, ее можно классифицировать как одну из форм стимулирования. Самые распространенные формы стимулирования можно распределить по следующим группам.
Скидки и распродажи
Снижение цен — это широко используемая форма стимулирования в ряде рыночных областей. Она эффективна в случаях, когда объем прибыли от дополнительных продаж компенсирует потери прибыли из-за снижения цены, а также в тех сферах рынка, где снижение цен не будет истолковано как снижение качества. Скидки — это относительно дорогостоящая для фирмы форма стимулирования, потому что скидка предоставляется всем покупателям, без учета их чувствительности к ценам и восприимчивости к стимулам. Снижение цены товара также таит в себе опасность того, что изначально ориентировочная цена, ожидаемая потребителями, будет поколеблена и, таким образом, они привыкнут к скидкам и будут сопротивляться возвращению к «нормальным» ценам (Lattin and Bucklin, 1989).
Купоны
Купоны — это очень популярная форма стимулирования, особенно на рынке товаров широкого спроса. Купоны могут быть получены по почте, их можно найти в магазинах, в печатных изданиях или на (внутри) упаковках. Традиционными недостатками купонной системы являются логистические проблемы возвращения купонов к инициатору кампании, затраты, связанные с обязательствами по приему купонов, а также сопротивление потребителя физическим затратам по вырезанию и доставке купонов к месту их приема. Современные технологии могут преодолеть все эти проблемы посредством внедрения таких новшеств, как прилавки с встроенными устройствами для сканирования кода купонов, а также «smart - cards» - карты для потребителей, фиксирующие информацию о сумме, причитающейся к выплате по купону (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ).
Денежное возмещение
«Выплаты наличных» стали очень популярным у потребителей способом снижения цен на относительно дорогие товары без нарушения представлений покупателей об уровне ожидаемой цены. Потребитель получает денежное вознаграждение по почте после того, как предъявит подтверждение покупки, но, в отличие от скидок, это приносит выгоду только тем покупателям, которые настолько восприимчивы к ценам, что могут включиться в процесс получения денежных вознаграждений.
Особые условия оплаты
Добровольное предоставление кредита покупателю под проценты под лозунгом: «Купите сейчас, заплатите позже» — облегчает потребителям процесс покупки и одновременно позволяет удерживать цены на прежнем уровне. Специальные условия оплаты популярны среди относительно дорогих товаров длительного пользования, таких как автомобили и бытовая техника.
Стимулирование посредством увеличения предлагаемой общей стоимости товара
Образцы
Образцы зачастую используются, чтобы подтолкнуть потребителей протестировать такие товары, как продукты питания, напитки и предметы личной гигиены. Существует множество разнообразных методов доставки образцов, включая почту, вкладыши в печатные издания или упаковку других товаров, а также стеллажи с образцами для тестирования в магазинах. Предоставление образцов — это достаточно дорогостоящая форма стимулирования, которая часто подразумевает высокие денежные затраты. Кроме того, трудно оценить эффективность этого метода, так как нельзя быть уверенным, пойдут ли покупатели, получившие образцы, в магазин за покупками (если только к образцу не прилагается купон).
Комплект товаров
Предложение приобрести три товара по цене двух является действенным методом удержания потребительской лояльности какой-то определенной марке. Упаковка нескольких товаров вместе или включение в комплект бесплатных дополнительных экземпляров сейчас может осуществляться с помощью вводимых в местах торговли электронных систем, а не вручную.
Больший объем единицы товара
В отношении таких товаров, как продукты в упаковке и напитки в бутылках, можно предложить бесплатно приобрести некоторую долю от их объема. Предельные затраты на дополнительный объем продукта обычно очень низки для производителя, так как упаковочный процесс легко настраивается под потребительские запросы. Существует, правда, опасность разрушить представление об «эталонном количестве», закрепившееся на многих географических рынках, как это происходит с баночным пивом, где дополнительный объем так часто предлагается, что потребители легко к этому привыкают и принимают такой объем как должное.
Повышенное качество товара или улучшенный внешний вид
Основные товары длительного пользования, такие как автомобили или новые дома, зачастую предлагаются рынку с дополнительными характеристиками, например стереосистема в машине или бесплатно обставленная мебелью кухня.