Механика трубопроводов и шлангов
Динамика стержней, взаимодействующих с потоком воздуха или жидкости
Динамика стержней в потоке относится к аэроупругим ие - коисерватнвным задачам механики сплошной среды, требующим при исследовании соответствующих математических методов. Во многих случаях поведение реальных конструкций, сводящихся к расчетной схеме гибкого стержня, описывается ие - линейиыми уравнениями движения, анализ которых представляет значительные трудности. Классическим примером такой задачи является задача о галопировании провода при ветре [23]. Как показывает практика, возникающие при галопировании провода колебания с большими амплитудами могут иметь установившийся характер и продолжаться длительное время. При расчетах линий электропередачи подобные динамические явления, как правило, не учитываются, в то время, как они являются одной из наиболее распространенных причин аварий. Галопирующие колебания проводов возникают при больших скоростях потока (критическая скорость потока, при которой колебания становятся неустойчивыми, зависит от конструкции линии электропередачи и от параметров провода), т. е. при больших растягивающих усилиях, имеющих зависящие от аэродинамических сил постоянную и периодическую составляющие Постоянная составляющая осевого усилия находится из иелииейных уравнений статики (гл. III), а для определения амплитудных значений переменной составляющей осевого усилия требуется решение нелинейных уравнений движения.
Анализ нелинейных уравнений движения в аэроупругих задачах механики стержней необходим для определения установившихся режимов колебаний при скоростях потока выше критических для определения амплитудных значений внутренних силовых факторов, необходимых для оценки надежности и долговечности конструкции. Определение критических скоростей потока является более простой задачей, так как требует решения линейных уравнений движения. Достоверность результатов при решении нелинейных уравнений движения и достоверность уравнений малых колебаний зависят от используемых нелинейных уравнений, которые должны наиболее полно отражать все физические особенности рассматриваемых задач. Поэтому в данной главе особое внимание уделяется выводу основных нелинейных уравнении движения стержня, взаимодействующего с внешним потоком воздуха или жидкости.
В зависимости от конкретных задач и используемых приближенных методов решения уравнений движения могут быть использованы уравнения, записанные как в связанных, так и в неподвижных осях, поэтому приводятся различные варианты записи уравнений. Уравнения малых колебании (линейные уравнения движения стержня) наиболее точно могут быть получены только из нелинейных уравнений, поэтому они выводятся после вывода этих уравнений.
Рассмотрим основные линейные задачи, которые возникают при проектировании элементов конструкций, сводящихся к расчетной схеме гибкого или абсолютно гибкого стержня.
Задача определения частот и форм колебаний стержня, взаимодействующего с потоком. Стержень, находящийся в потоке, нагружается аэродинамическими силами, которые деформируют и создают в нем внутренние силы и моменты. Статическое напряженно-деформированное состояние стержня влияет на его частотные характерно 1ики. Значение частотного спектра необходимо для отстройки от резонансных режимов при возможном силовом или кииемэтическом режиме возбуждения. Задача определения частот колебаний стержня, взаимодействующего с потоком, является приближенной, так как задачи динамики системы стержень — поток относятся к неконсервативпым задачам, для которых при малых колебаниях относительно положения равновесия надо определять комплексные собственные числа, мнимая часть которых является частотой в обычном понимании Но для скоростей потока, много меньших критических (при которых наступает динамическая неустойчивость), как показывают примеры расчета, мнимая часть комплексных корней мало отличается от собственных чисел (частот) соответствующей консешзативной задачи (более подробно это изложено в §27).
Исследование динамической устойчивости стержней в потоке с определением критических скоростей потока. Анализ малых колебаний стержня с учетом динамических составляющих сил от внешнего потока приводит к неконсервативной задаче с комплексными собственными значениями. Нсконсервативность задачи малых колебаний стержня в потоке вызвана тем, что аэродинамические силы, действующие иа движущийся стержень (см.
§ 19), зависят от скорости движения стержня, т. е. относятся к силам, не имеющим потенциала Комплексные собственные числа позволяют выяснить возможное поведение стержня при возникающих свободных колебаниях во всем диапазоне скорости потока (от нуля до критического значения) и тем самым ответить, какая потеря устойчивости наступит быстрее (с ростом скорости потока): - статическая (дивергенция) или динамическая
(флаттер). При больших скоростях потока (близких к критическим) частоты колебаний существенно зависят от скорости потока, поэтому задача определения частот колебаний стержня в потоке, как и было указано, является приближенной. Задачи динамической неустойчивости типа флаттера подразумевают потенциальное (без срывов) обтекание стержня (см. рис. 2.1,а), что имеет место только в определенном диапазоне чисел Рейнольдса или (при больших числах Рейнольдса) при малом влиянии периодических составляющих в общей подъемной силе. Возможны и режимы обтекания стержня потоком с отрывом потока н образованием за стержнем вихревой дорожки Кармана (рис. 2.1, б). Вихри срываются попеременно с поверхности стержня, резко изменяя распределение давления, действующего па стержень, что приводит к появлению периодической силы (силы Кармана), перпендикулярной к направлению вектора скорости потока [6: 32].
Основную роль при решении задач динамики стержней в потоке играют аэродинамические силы.