Механическое оборудование для производства строительных материалов и изделий
КОНВЕЙЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ И ПОЛИРОВАНИЯ СТЕКЛА
Технологический процесс шлифовки и полировки стекла в конвейерных установках организован по принципу непрерывного потока равномерно движущихся столов с уложенными на них листами стекла.
Существуют два основных типа конвейерных установок — цикличные и бесцикличные.
При цикличной двухпутной схеме производства обрабатываемые листы стекла сначала проходят шлифовку, затем передаются на второй путь, где проходят полировку. По окончании полировки одной стороны листа его переворачивают и передают на первый путь, где осуществляется шлифовка второй стороны и затем на втором пути полировка. Нетрудно установить, что при такой схеме производства загрузка конвейера происходит циклично, поскольку с момента, когда начинается шлифовка второй стороны листа,
подача новых необработанных листов стекла прекращается (также и разгрузка конвейера). Следовательно, часть установленного оборудования, часть технологических и вспомогательных рабочих используются неполностью.
Более прогрессивным способом конвейерной шлифовки и полировки стекла является рассматриваемый ниже бесцикличный способ, при котором на двухпутном конвейере производится непрерывный выпуск готового стекла.
Технологический процесс производства на двухпутных конвейерах при бесцикличном выпуске готовых изделий сводится к следующему.
Листы стекла, подлежащие обработке, торцовым укладчиком 1 (фиг. 234) загружаются на конвейер 2. Далее листы при помощи присосного крана 3 укладываются на столы 4, которые перемещаются по направляющим станины конвейера. Поверхность стола покрыта байкой. Для предохранения от сдвига листы, по краям заливаются гипсом.
Столы с листами стекла непрерывным потоком поступают к шлифовальным станкам 5, которые осуществляют шлифовку поверхности листа. Листы стекла после шлифовальных станков очищаются водой от абразивной пульпы и протираются резиновыми щетками, затем поступают к полировальным станкам 6. Пройдя полировальные станки, края листов освобождаются от крепления гипсом и листы подрываются дисками, после
чего цепным ускорителем 7 столы отделяются от общей линии и передаются на поперечный конвейер 8. Со стола, находящегося на поперечном конвейере, лист стекла снимается краном 9, который одновременно поворачивает лист и укладывает его на конвейер 10 необработанной поверхностью вверх. Стол в это время толкателем 11 вводится в цепь столов второй линии конвейера.
С конвейера 10 лист стекла снимается присосным краном 12 и укладывается на стол.
На второй линии конвейера происходит шлифовка и полировка второй стороны листа (аналогично первой). Пройдя процесс обработки, края листов освобождаются от крепления гипсом, листы подрываются дисками и столы вместе с лежащими на них листами поступают при помощи цепного ускорителя 13 на поперечный конвейер 14. Готовые листы стекла снимаются со столов присосным краном 15, который передает их затем на конвейер 16, где они моются и сушатся, и затем на столах 17 размечаются и режутся на заданные форматы.
Столы, освобожденные от стекла и тщательно очищенные, толкателем 18 вводятся в общую линию.
В рассмотренной схеме производства выработка полированного стекла идет непрерывно.
Производительность конвейерных установок колеблется в широких пределах от 100 тыс. до 5 млн. м2 полированного стекла в год.
Рассмотренная выше схема относится к конвейерной установке ШСР-500. Производительность этой установки 1,3 млн. ж2 полированного стекла в год. Размер обрабатываемого стекла: ширина 1700 мм, длина 2500 мм и толщина (полированного) 5,5—8 мм. Конструктивная скорость конвейера 0,8— 2,5 м/мин. Количество шлифовальных станков — 40 (по 20 на каждой линии), количество полировальных станков — 70 (по 35 на каждой линии). Максимальное удельное давление при шлифовке 250 г/слг2. Мощность электродвигателя шлифовального станка 25,5 квт, а полировального до 30—35 квт. Установленная мощность электродвигателей 3500 квт.
Количество шлифовальных и полировальных станков в первом приближении можно определить по формуле
(637)
где і — количество станков;
v — скорость движения столов в м/мин (проектная v = 2 м/мин)-, I — расстояние между станками;
t — продолжительность обработки в минутах. При шлифовании продолжительность обработки принимается равной 20 мин., а при полировании 35 мин.
Так, например, при расстоянии между станками в конвейере ШС-500, равном 2,1 м, получим для одной линии
20-2 і шлиф = ~2j - = 19 станков; |
Принимая резерв в 5%, получим для двух линий: шлифовальных 40 станков, полировальных 70.
Q = jfl/год, «3 |
Производительность конвейера подсчитывается по формуле
где Q — производительность конвейера в мУгод; b — ширина стекла в м;
ki — коэффициент, учитывающий бой и отходы стекла; k2 — коэффициент, учитывающий заполнение столов стеклом по длине (0,98);
v — скорость движения столов конвейера (до 2,5 м/мин)-, k3 — коэффициент, учитывающий обработку стекла с двух сторон; величина k3 для конвейеров с цикличным выпуском продукции равна 2, а для конвейеров с непрерывным выпуском 1; її — число минут работы за год
ij = 60-24.iV, (639)
здесь i2 — число рабочих дней в году.
Ниже приводится рассмотрение конструкций основных механизмов и машин, входящих в состав конвейера ШСР-500.
Стол конвейера. Точность обработки стекла в значительной мере определяется конструкцией столов и тщательностью их изготовления. На конвейере ШСР-500 имеется 138 столов.
Поверхность стола прострагивается для обеспечения полного прилегания листа стекла.
Стол 1 выполняется коробчатой формы и отливается из чугуна с ребрами жесткости на нижней стороне (фиг. 235). Столы, установленные на направляющих конвейера, сцеплены между собой автосцепкой 2 и образуют непрерывную линию, к которой в начале ее присоединяется очередной стол, а в конце — отделяется. По краям верхней плоскости стола имеются козырьки 3, служа
щие для упора краев стекла и удержания гипсового раствора, на котором устанавливается стекло.
С нижней стороны стол имеет две пары направляющих: первая пара 4 служит для перемещения стола по направляющим конвейера и вторая пара 5 для перемещения по роликам
Фиг. 237. Секция направляющего пути. |
поперечного конвейера. Для точной установки столов, по отношению друг к другу, на торцах их крепятся штыри 6, которые заходят в отверстия втулок 7.
Перемещение столов осуществляется от главного привода, ведущие шестерни которого находятся в зацеплении с рейками 8 стола.
Сцепка столов производится при помощи крючков 1 (фиг. 236), которые, отжимаясь пружиной 2, заходят за выступ 3 следующего стола.
На боковых сторонах столов имеются кулачки, которые воздействуют на концевые выключателй направляющих и служат для включения или выключения механизмов по ходу стола.
На фиг. 237 показана секция направляющего пути конвейера. Каждая линия состоит из 27 литых секций, соединенных между собой болтами. Рабочие плоскости 1 направляющих имеют коробчатую форму. Смазка направляющих консистентная, поступающая по трубопроводам от центральной автоматической станции. Смазка подается на рабочие плоскости через отверстия 2, расположенные по длине с шагом 3 м, и расходится по смазочным канавкам.
Главный привод конвейера устанавливается в начале каждой линии конвейера. На фиг. 238 показана кинематическая схема привода, имеющего две пары электродвигателей, из которых одна — резервная. При работе конвейера со скоростью от 0,8 до 1,5 м/мин включается двигатель мощностью 45 кет, а при скорости до 2,5 м/мин — электродвигатель мощностью 65 кет. Электродвигатели применяются с регулируемым числом оборотов, при этом
электродвигатели для скорости конвейера до 1,5 мі мин принимаются тихоходными, а для скорости до 2,5 мі мин — быстроходными. На фиг. 238 показана кинематическая схема главного привода конвейера (на схеме: /— рейки стола; 2 — главный редуктор; 3 — промежуточный редуктор; 4 — электродвигатели 45 квт; 5 — электродвигатели 65 квт; 6 — моторные редукторы).
Фиг. 238. Кинематическая схема главного привода. |
Мощность электродвигателя главного привода подсчитывается по формуле
N = "ШГ /cem* (64°)
где IV — суммарное тяговое усилие в кг;
v — скорость движения конвейера (0,0417 м/сек); г] — к. п. д. привода (■»] = 0,954-0,72 = 0,396).
Тяговое усилие определяется по формуле
w = (Q + F)f + Ff1 кг, (641)
где Q — общий вес столов одной линии (при весе стола 4500 кг и числе столов 65 получим Q — 292 500 кг);
F — суммарное давление от нажатия шлифовальников и полировальников на стекло (для одной линии);
/ — коэффициент трения по направляющим (0,1), fx — коэффициент трения между движущимся стеклом (шлифовальни- ками и полировальниками).
F = /iFi + і zF2; (642)
здесь і і — число шлифовальных станков (без резерва) (19);
<2 — число полировальных станков (35); ij — общее давление, создаваемое шлифовальниками;
i2F 2 — общее давление, создаваемое полировальниками FL = я (В — d ) _ 11 850 кг
(643) |
где D — диаметр шлифовальника (2 м);
d — диаметр внутреннего отверстия шлифовальника (0,66 ж);
Pi — среднее удельное давление шлифовальников (186,5 г/см2— 1865 кг/м2);
ki — коэффициент, учитывающий заполнение шайбы каблуками [для шлифовальников больших диаметров (2 м) kt = 0,3]; k2 — коэффициент, учитывающий величину площади, перекрываемой шлифовальником (k2 = 0,9).
В табл. 11 приводятся средние данные о числе оборотов шпинделя, о величинах давления и коэффициентах трения при шлифовании (по данным ПКБ Гис), а в табл. 12 — при полировании.
Таблица 11 Средние данные о числе оборотов шпинлеля, о величинах лавления и коэффициентах трения при шлифовании
|
Таблица 12 Средние ланные о числе оборотов шпинлеля, о величинах лавления и коэффициентах трения при полировании
|
По данным таблицы находим величины среднего давления и среднего значения коэффициента трения:
100-2 + 9-250 + 6-150 + 2-100 юсе / 2 юсс, 2
Рісредн ----------- —---------- ^-------- —------------ 186,5 г! см2 = 1865 кг/см2;
г 2-0,2 + 9-0,07 + 6-0,1 +2-0,15 П1 Тер — ід — U.1-
Далее находим
2jF2 = -4-Р2-*2 = - Г --925-33 = 43 000 кг,
где D1 — диаметр полировального диска (0,45 м) п — число дисков полировальника; р2 — среднее удельное давление полирования; і2 — число полировальных станков.
100 • 24 + 80 ■ 5 + 60 - 4 по с /а 2 по г /2
р2 средн =---------------- gg---------------- = 92,5 г! ем2 = 925 кг/мг;
t 0,5 ■ 24 + 0,65 ■ 5 + 0,95 -4 А с_0
It ср — зз — 0,57о.
В формуле (641) величина. Рц равна
Ffi= 2 fLficp 2 ^2ср>
Ffy = 11 850-0,1 + 43 000-0,578 = 25 985 кг.
Подставляя найденные величины в формулу (641), получим с учетом формулы (642)
W = (Q + F)f +Fft = (292 500 + 54 850) 0,1 + 25 985 = 60720 кг;
д, W-v 60 720-0,0417 со с ~' 102г) ~ 102-0,396 — ’ тт'
По паспорту мощность электродвигателя 65 квт.
Присосный кран предназначается для съема листов стекла с конвейера загрузки (или с конвейера, на который укладывается перевернутый лист), транспортировки их к столам и для укладки листов на столы. Эти же краны обеспечивают передачу готовых листов стекла к моечно-сущильной машине.
Кран (фиг. 239) состоит из следующих основных частей: ходовой тележки, приводного устройства для передвижения крана, присосной рамы с механизмом подъема и опускания ее, вакуумной установки.
Ходовая тележка выполнена в виде рамы 1 с ходовыми колесами 2, передвигающимися по двухтавровому пути.
Приводное устройство для передвижения крана состоит из электродвигателя 3, электротормоза 4, редуктора 5 и зубчатой передачи 6, обеспечивающей вращение вала 7 с ходовыми колесами. В связи с тем, что в процессе работы применяются две скорости перемещения — рабочая, равная 20,6 м/мин, и замедленная, равная 1,93 м/мин, предусмотрена установка второго электродвигателя 8 с электротормозом. Электродвигатель замедленного хода включается за 200—300 мм до остановки.
К раме 1 ходовой тележки подвешен пантограф 10, конец которого присоединен к раме И, а к ней, в свою очередь, подвешивается присосная рама 12. Пантограф служит для уравновешивания присосной рамы и обеспечивает ее строгую горизонтальность при подъеме и опускании. В специальных расточках присосной рамы присоединены на пружинах 24 трубки, несущие резиновые чаши-присоски 13, которые в момент создания вакуума плотно прилегают к поверхности стекла.
Рама 11 поднимается и опускается при помощи троса 14, который одним концом прикрепляется к раме, а другим через блок 15 к барабану 16, который приводится во вращение электродвигателем 17 через редуктор 18.
Вакуумная установка состоит из двух насосов 19 с фильтрами 20. Вакуум - насосы приводятся в действие от электродвигателей 21 через клиноременную передачу. Вакуум-насосы во избежание перегрева работают поочередно. Резиновые чаши-присоски подсоединяются к ресиверу вакуум-установки через золотниковое устройство. В случае выключения по какой-либо причине вакуум-насосов лист стекла удерживается присосками благодаря наличию ресивера, всегда находящегося под вакуумом.
На фиг. 240 показана кинематическая схема присосного крана.
От электродвигателя 1 рабочего хода через зубчатую передачу 2 приводится во вращение вал 3, на котором закреплено коническое зубчатое колесо 4 дифференциала. Зубчатое колесо 4 входит в зацепление с коническими шестернями-сателлитами 5, которые связаны между собой поводком 6. Поводок соединен с валом 7. Во время рабочего хода зубчатое коническое колесо 8 и червячное колесо 9, сидящие на валу 7 свободно, неподвижны, так как выходной вал электродвигателя 10 замедленного хода заторможен. Вследствие указанного сателлитовые шестерни обкатываются по колесу 8, вращая при этом через поводок 6 вал 7, а от последнего через зубчатые передачи 11 и 12 приводится вал 12 ходовых колес 14.
При замедленном ходе, наоборот, затормаживается зубчатое колесо 4 и включается в работу электродвигатель 10 замедленного хода, который через червячную передачу 9 и зубчатое колесо 8 вращает сателлитовые шестерни. Передача на ходовой вал" 13 осуществляется далее в порядке, изложенном выше.
Фиг. 239. Присосный кран. |
Мощность, потребная для передвижения присосного крана, определяется исходя из сопротивления движению сил трения:
W = 6 (-ТГ + тг) Р кг’ (644)
где G — вес крана (—3000 кг);
[і — коэффициент трения качения (0,05 см)
[ij — приведенный коэффициент трения в подшипниках качения (0,015); d — диаметр цапфы в мм
D — диаметр колеса в мм
Р — коэффициент, учитывающий трение в ребордах колес (принят равным 2,5).
Потребная мощность
», W-о....
75г] *"■’ (645)
где v — скорость движения крана в м/сек;
■П — суммарный к. п. д.
Мощность, потребная для поднятия груза редуктором подъема присосного крана, определяется по формуле
^ W л - с - <646>
где Gj — вес в кг поднимаемого груза — листа стекла, присосной рамы
пантографа и пр. (принимаем G = 500 кг); v — скорость подъема груза (6 м/сек)-,
т] — суммарный к. п. д. редуктора.
Шлифовальный станок (фиг. 241) состоит из шлифовальной (шпиндельной) головки 1, шлифовальника 2 и привода 3. Все шлифовальные станки конвейера одинаковы и управляются с главного пульта управления. Кроме того, каждый станок имеет индивидуальное пусковое устройство 4. О неисправности какого-либо из станков поступает сигнал на центральный пульт управления.
Основной частью станка является шлифовальная (шпиндельная) головка (фиг. 242, а). Корпус 1 головки состоит из трех частей, соединенных между собой болтами. В средней части корпуса, являющегося пневмоцилиндром, размещается поршень 2, снабженный направляющими 3.
26 Сапожников £65 |
Фиг. 241. Шлифовальный станок. |
Фиг. 242. Шлифовальная головка. |
В нижней части корпуса устанавливается шлицевое червячное колесо 4, приводимое во вращение червяком 5. Внутри червячного колеса проходит шпиндель 6, подвешенный на упорном шарикоподшипнике 7 на поршне 2. Шпиндель получает вращательное движение от шлицевой втулки, а осевое — от поршня. Подавая сжатый воздух над или под поршень, регулируют величину удельного давления шлифования. На нижнем конце шпинделя закрепляется шлифовальник.
Шлифовальник (фиг. 242, б) имеет массивный круглый чугунный диск 1, к которому снизу крепится диск с каблуками 2. Сверху к диску прикреплена чугунная чаша 3 с отверстиями для подвода шлифовальной смеси (пульпы). Число оборотов шлифовальника регулируется сменными шкивами в зависи
мости от рабочей скорости конвейера. Окружные скорости на периферии каблуков шлифовальника 6,55; 7,30; 8,06 м/сек, что соответствует 62,5; 69,6 и 76,7 об/мин.
Постоянство удельного давления на стекло в процессе шлифовки обеспечивается автоматическим регулированием при помощи специального приспособления в пределах от 50 до 250 г/см2. Регулирование основано на том, что работа, производимая щлифовальником, пропорциональна мощности, потребляемой электродвигателем. Давление на стекло определяется весом шлифовальника со шпинделем за вычетом силы, которая создается давлением воздуха в цилиндре шлифовальной головки. При работе станка давление воздуха поддерживается постоянным при помощи регулятора давления 1 (фиг. 243) и регистрируется манометром 2. При увеличении сопротивления вращению шлифовальника возрастает ток, потребляемый электродвигателем.
При достижении током величины, принятой для реле максимального тока, последнее срабатывает и включает электромагнитный компенсационный клапан 3, который, открываясь, обеспечивает повышение давления в цилиндре шлифовальной головки станка, уменьшая этим давление шлифовальника на стекло. Когда давление уменьшается, снижается ток и реле закрывает электромагнитный компенсационный клапан. Для предотвращения динамических ударов, возможных в связи с большим весом шлифовальника, предусмотрен буферный клапан 4. Кроме компенсационного и буферного клапанов, в приспособлении имеется еще два игольчатых клапана 5иб, при помощи которых осуществляется более плавная регулировка удельного давления.
Полировальный станок по конструкции аналогичен шлифовальному с той лишь разницей, что взамен шлифовальника на нижнем конце шпинделя закрепляется полировальная звездочка (фиг. 244), состоящая из корпуса 1,
полировальных дисков 2 и чаши 3. В корпусе по окружности равномерно расположено девять отверстий для установки вертикальных валиков 4, на которых шарнирно подвешиваются полировальные диски, свободно вращающиеся вокруг вертикальных валиков. К корпусу 5 полировального
Фиг. 245. Схема пневматического устройства полировального ^-сгганка. |
диска 2 на винтах крепятся диски б с наклеенным на нем техническим войлоком 7. Крокусная суспензия подается в резиновую чашу 8, а из нее по трубопроводам 9 к полировальным дискам.
Для регулирования удельного давления полировальника на стекло на полировальные диски надеваются грузы 10. Удельное давление на стекло можно регулировать в пределах от 40 до 120 г! см?.
Для подъема полировальной звездочки служит автоматическое пневматическое устройство, схема которого показана на фиг. 245. Сжатый воздух подается под поршень цилиндра шпиндельной головки через клапан 1 при включении электромагнита 2, действующего от реле максимального тока. Опускание звездочки происходит замедленно путем регулирования выпуска воздуха из цилиндра через клапан 3.
Устройство для смывания абразива и крокусной суспензии с поверхности стекла после шлифовки и полировки его. Устройство состоит из электродвигателя 1 (фиг. 246), редуктора 2, муфты 3, ведущего барабана 4, ведомого барабана 5, подъемной рамы 6 и подъемного механизма 7.
Устройство монтируется на двух стойках, установленных по бокам линий конвейера. На барабанах 4 и 5 натягивается прорезиненный ремень, к которому прикреплены щетки 8. Лента со щетками движется в направлении, перпендикулярном движению конвейера (скорость движения ленты со щетками можно регулировать в пределах 0,18—0,55 м/сек). Число щеток, одновременно находящихся на стекле, 13 шт. Под движущиеся щетки из водопровода 9 подается вода. Сбоку щеток установлена резиновая полоса, протирающая стекло.