ВЛИЯНИЕ ЧРЕЗМЕРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В МЕТАЛЛЕ
Имеется много примеров повреждения барабанов и коллекторов в результате чрезмерно большого напряжения в металле Это напряжение может быть вызвано действием внешних механических сил, неравномерным нагреванием или охлаждением. Опасными являются даже весьма малые трещины, около которых возникает концентрация напряжений и которые в дальнейшем постепенно увеличиваются. Рост втих трещин под действием коррозии может продолжаться и после устранения вызвавшей их причины.
Котел паропроизводительностью 150 т/ч, на 32 ат был введен в эксплуатацию зимой. После очередной остановки котла произошло замерзание котловой воды в нижних экранных камерах. Под коглом появилась течь воды из-под обшивки. После удаления обшивки обнаружили трещину между двумя трубными отверстиями в нижнем коллекторе правого бокового экрана, относящегося к соленому отсеку ступенчатого испарения. Металл вокруг трещины вырубили и наплавили электросваркой. Других неплотностей в экранных камерах при гидравлическом испытании обнаружено не было.
Впоследствии при .ремонте котла у нижних камер экранов соленых отсеков обнаружили. следы солей от просачивания котловой воды через несколько неплотных вальцовочных соединений. Оказалось, что развальцованные концы труб не были. повреждены, но в «мостиках» между трубными отверстиями в стенках коллекторов имеются трещины (рис. 53). Поврежденные коллекторы пришлось заменить новыми
Было очевидно, что трещины появились в результате замерзания воды в коллекторах. Закономерным являлось также появление трещин в «мостиках» между трубными отверстиями, где металл испытывает наибольшие напряжения.
Характерным было .не только отсутствие повреждении у экран-
Рис. 53. Трещииы в «мостиках» между трубными отверстиями Нижних экранных коллекторов " направление трещин между трубными отверстиями' б — предполагаемая зона замерзания воды. |
Ных Труб, но и то, что все (кроме одного) поврежденные участки коллекторов расположены между горизонтальным трубным отвер стием и наклонным отверстием, находившимся справа от горизонтального. Последнее можно объяснить следующим образом. Зимой при остановках топочная камера котла не охлаждалась до минусовой температуры, поэтому вода в экранных трубах, расположенных внутри топки, оставалась относительно теплой. Еще медленнее она охлаждалась в барабане котла. Вследствие этого в экранных трубах возникало непрерывное движение воды, препятствующее ее замерзанию. Точно так же циркулирующая вода обогревала стенки наружных водоопускных труб, препятствуя образованию в них льда. Но в нижних экранных коллекторах котловая вода не могла в достаточной степени обогревать толстостенные стальные камеры, поэтому-то замерзание воды и началось в коллекторах. Слой льда, расширяясь, вызывал значительные растягивающие напряжения в стенках коллекторов, где появились неплотности и трещины.
Трещины в теле коллекторов возникали по линиям максимальных напряжений, которые после развальцовки труб направлены по касательным к краям трубных отверстий (рис. 53,а). В гл. 2 указывалось, что максимальные растягивающие силы действуют по продольному сечению коллектора, но линии наибольших напряжений расположены вдоль коллектора только справа от его горизонтальных отверстий (если смотреть снаружи). Там и появились первые трещины.
Замерзание воды в нижних экранных камерах является далеко не единственной причиной, вызывающей
Рис. 54. Закрытие лишних отверстий в барабане котла. А — неправильно, б— правильно. |
При реконструкции котла, рассчитанного на давление 32 ат, были заглушены 22 отверстия в его верхнем и нижнем барабанах. Конические заглушки присоединили электросваркой.
При ремонте котла после 4-месячной работы обнаружили течь в месте приварки одной из заглушек. После ее удаления стала видна радиальная трещина в металле барабана. Удаление остальных заглушек дало возможность обнаружить подобные трещины и в трех других трубных отверстиях.
Аналогичные последствия имели место при установке конических заглушек на барабанах и экранных коллекторах котла, рассчитанного на давление 128 ат. Заглушки забивались в отверстия ударами кувалды и обваривались (рис. 54,а). Около 50 таких заглушек оказались неплотными уже при наполнении котла водой. Они были подварены, но при гидравлическом испытании появилась течь у других заглушек. В дальнейшем в трех трубных отверстиях экранного коллектора были обнаружены радиальные трещины и при выбивании заглушек вместе с ними откалывались куски металла. Все заглушки пришлось удалить. Поврежденный коллектор заменили новым.
В обоих случаях повреждение котельных барабанов вызывалось тем, что конические заглушки воздействовали на узкую кромку металла вокруг трубных отверстий и создавали там очень большое местное напряжение. В дальнейшем в напряженном металле происходило интег дивное коррозионное разрушение. При температуре металла около 240—330' С только действием коррозии можно объяснить то, что после выбивания заглушек иногда можно было даже рукой отламывать от тела барабана отдельные кусочки металла.
Применение конических заглушек теперь запрещено. Лишние отверстия в барабанах в камерах заглушают цилиндрическими колпачками, которые присоединяют на сварке или с помощью развальцовки (рис. 54,6). Колпачки должны быть обращены торцом вверх, чем предотвращается образование в них застойного объема воды.
Еще опаснее напряжения в металле при попеременном нагревании и охлаждении какого-либо участка барабана или коллектора. Под действием таких напряжений могут появиться трещины тепловой усталости.