МЕТАЛЛ ПАРОВОГО КОТЛА

ТЕПЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОТЕЛЬНОЙ СТАЛИ

Еще в первой половине XIX в. без видимой причины! ломались после многолетней работы, валы машин, оси колес и т. п. Причину таких повреждений долго не могли объяснить. Сначала предполагали, что с течением време­ни изменяется структура стали. Однако многочисленные исследования показали, что в местах поломки строение кристаллической решетки стали не отличается от обыч­ного. Качество металла в поломанных деталях было вполне удовлетворительным, а рабочие нагрузки не пре­вышали допустимых.

Было замечено, что при переменных нагруз­ках в деталях возникают трещины, которые постепен­но увеличиваются и. проникают в глубь изделий. Края трещин при изменениях нагрузки то расходятся, то омы-

Каются. В основании трещин периодически возникает более высокое напряжение, чем в неповрежденном сече­нии. Это вызывает дальнейшее развитие трещин.

Было установлено, что при переменных нагрузках первые трещины появляются преимущественно в местах, где по каким-либо причинам получается концентрация напряжений, т. е. там, где напряжения в детали значи­тельно больше среднего. Концентрация напряжений воз­никает, например, в надрезах, острых выточках и т. п. (рис. 55,о и б).

В прошлом столетии такие разрушения металла были названы' его у сталостью. Этот термин сохранился до настоящего времени.

Усталостные трещины иногда возникают у вспомога­тельных механизмов котельного цеха электростанции. Но для самих котлов наиболее опасны не колебания ме­ханической нагрузки, а многократные резкие изменения температуры металла. При работе котла стенки бараба­нов, камер и труб всегда нагреты неравномерно. Более нагретые участки металла стремятся расшириться, но

Этому препятствуют менее нагретые участки. Вслед­ствие этого в металле воз­никают дополнительные н аіпр я жен ия, ,н а зьив а ем ы е температур н ы м и. Колебания температуры вызывают соответствую­щие колебания величины Рис. 55. Правильная (а) и вызыва - температурных напряже - ющая усталость металла (б) кон- ний, И если металл МНОГО - струкции оси паровоза [Л. 17]. кратно быстро нагревать

И охлаждать, в, нем обра­зуются трещины, именуемые трещинами тепловой усталости (рис. 56).

ТЕПЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОТЕЛЬНОЙ СТАЛИ

Такие трещины появлялись, например, при движении пароводяной смеси в горизонтальных участках труб пря­моточных котлов Рамзина. Они возникали преимуще­ственно в трубах, расположенных на стенах топочной камеры. При движении пароводяного потока в этих го­ризонтальных трубах происходило расслоение пароводя­ной смеси: вода текла в нижней части труб, а ,пар дви­гался над ней. Температура в нижней и верхней частях 74
труб различалась тогда на несколько десятков градусов. При этом в зоне колеблющегося уровня воды металл то резко охлаждался водой, то снова нагревался.

В обычные экранных трубах обращенная к топке сторона также всегда нагревается при работе котла до более высокой температуры, чем сторона, обращенная в сторону обмуровки. При этом в. металле, конечно, воз­никают дополнительные напряжения, но не появляются трещины, так как почти отсутствуют резкие колебания температуры.

°С

ТЕПЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОТЕЛЬНОЙ СТАЛИ

А)

Разрушение металла вследствие тепловой усталости может происходить у различных пароохладителей, в ко­торых систематически резко изменяется температура охлаждающей воды. Уже сравнительно давно обрати­ли внимание на то, что в от­дельных пароохладителях поверхностного типа после эксплуатации в течение 1—2 лет появляются неплотности в трубных досках. Было за­мечено также, что большин­ство быстро изнашивавших­ся пароохладителей работа­ло не ща районных электро­станциях, а на металлурги­ческих заводах. Последнее объяснялось тем, что темпе­ратура перегретого пара рез­ко возрастает при сжигании доменного газа, который на большинстве мет аллургиче-

Ских заводов в котельную периодически подается в раз­ном количестве, что вызывает многократные резкие изме­нения температуры 'Металла при включениях, и выключе­ниях .пароохладителей.

В последние годы широкое распространение получи­ли пароохладители впрыскивающего типа, в которых снижение температуры пара происходит при впрыске от­носительно холодной воды. Капли этой воды, падая на стенки коллектора 3 (рис. 57), могли бы вызвать их

ТЕПЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОТЕЛЬНОЙ СТАЛИ

Щнтпая рубашка, предохраняющая корпус 3 от резкого охлаждения брызгами воды; 6—вторая часть пароперегревателя.

 

Растрескивание. Поэтому внутри пароохладителя уста­новлена защитная рубашка 5, в которой отсутствуют ме­ханические напряжения и которая растрескивается го­раздо .медленнее, чем находящийся под давлением кол­лектор. К тому же рубашка может длительно работать и с трещинами.

Трещины возникали и в трубах радиационных паро­перегревателей среднего давления, расположенных по­добно экранным трубам на стенах топочной камеры. Эти трещины появлялись при отсутствии в трубах капель относительно холодной воды и, следовательно, при менее резких изменениях температуры. Образование трещин объяснялось изменением структуры металла при высо­кой температуре и уменьшением прочности труб. 76

 

На рис. о8 показана одна из конструкций защитной рубашки, устанавливаемой в месте входа в барабан пи­тательной водьп. Здесь стенка барабана не соприкасает­ся непосредственно с трубой, по которой .подается вода, и колебания температуры не вызывают опасных колеба­ний напряжений. Такие рубашки следует ставить не только в местах присоединения к барабану питательны* труб и труб для ввода фосфатов, но и вокруг нижних штуцеров водоуказательных колонок. Последнее объяс­няется тем, что Et верхней половине всех водоуказатель­ных колонок непрерывно происходят охлаждение пара и

ТЕПЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОТЕЛЬНОЙ СТАЛИ

Рис. 58. Установка защитных рубашек в местах прохо­да труб через стенку барабана котла.

А —на входе в котел питательной воды; б— на нижнем штуцере водоуказательной колонки.

 

Конденсация его. Излишек воды отводится по нижней трубке в барабан и по пути дополнительно охлаждается. При продувке водоуказательной колонки температура в штуцере резко увеличивается до температуры воды в барабане, а после. продувки она снова снижается.

Барабан котла паропроизводительностью 70 т/ч при давлении 120 ат был изготовлен из стали, содержавшей около 5% никеля. Труба к водоуказательной колонке (из стали марки 15М) присо­единялась к барабану без защитной рубашки. Колонка была отне­сена от барабана на 12 м, что способствовало более интенсивной конденсации пара, чем у других котлов.

После 4 ООО ч работы этого котла в барабане была обнаружена сквозная трещина, которая начиналась от нижнего штуцера водо­указательной колонки и доходила до соседнего отверстия в барабане.

Тепловая усталость деталей парового котла. может стать причиной аварий с тяжелыми последствиями.

У котла паропроизводптельностью 120 т/ч с параметрами пара 65 ат и 450° С доступ внутрь коллекторов перегретого пара обес­печивался тем, что на их торцы были установлены на резьбе и затем приварены фланцы, к которым болтами присоединили за­глушки. В годы войны на ТЭЦ временно создались тяжелые усло­вия эксплуатации и происходило большое число бросков воды из барабана в пароперегреватель. При этом происходило резкое по-| нижение температуры перегретого пара. Температура коллектора также многократно быстро снижалась на 180—200а С4 фланец же охлаждался гораздо медленнее. Сравнительно мало охлаждалась и соединенная с фланцем торцовая часть коллектора. В результате в металле возникли трещины тепловой усталости, которые не были вовремя замечены.

Отрыв торца коллектора произошел вблизи кольцевого сварного шва, по которому был приварен фланец. Торцовый участок вместе с фланцем и заглушкой были отброшены далеко от котла, а струя пара из отверстия причинила большие разрушения.

Аналогичные трещины были впоследствии обнаружены на та­ком'же коллекторе однотипного котла. Немедленное выключение из работы этого котла было бы связано с большими трудностями, поэтому к поврежденному коллектору приварили «уши», к кото­рым присоединили стальные прутья, прочно удерживавшие торцо­вую конструкцию. Когда, наконец, котел был отключен, дополни­тельное крепление сняли; после этого при первом же ударе кувал­дой торцовая часть коллектора вместе с фланцем и заглушкой от­ломилась по имевшимся трещинам.

ГЛАВА ШЕСТАЯ КОРРОЗИЯ СТАЛИ

Коррозией металла называется его постепенное раз­рушение, возникающее на поверхности и происходящее вследствие химического или электрохимического воздей­ствия окружающей среды. В бытовых условиях наибо­лее распространенным видом коррозии является химиче­ское соединение железа с кислородом воздуха (ржавле­ние). Этот вид коррозии является весьма опасным для металла современного шарового котла, в котором при высоком давлении и температуре реакция протекает весьма интенсивно.

Коррозия не всегда является только химическим про­цессом. На омоченной водой поверхности металла появ­ляется большое число элементарных участков, в кото­рых начинает протекать слабый электрический ток. При этом в углеродистой стали анодами становятся зерна феррита, а катодами — загрязнения и неметаллические включения, а также находящиеся на поверхности метал­ла ржавчина и окалина. Очень слабые электрические токи возникают даже между зернами феррита и перли­та. Размеры элементарны'Х анодов и катодов могут раз­личаться во много раз. 78

Под действием электрического тока. происходят элек­тролитическое разрушение поверхности металла и посте­пенное накапливание на ней перенесенных током час­тиц. Такое же накапливание продуктов. коррозии проис­ходит и при чисто химическом разъедании металла. Как при химической, так и. при электрохимической коррозии поверхность труб или барабана котла с течением време­ни покрывается тонким слоем продуктов разрушения металла. Они образуют защитную пленку, .которая пре­пятствует дальнейшей химической реакции, а также соз­дает дополнительное сопротивление для прохождения электрического тока.

Практически химический и электрохимический виды коррозии могут быть опасными только тогда, когда по каким-либо причинам защитная пленка не образуется или происходит систематическое разрушение этой плен­ки. В результате коррозии поверхность металла стано­вится неровной, бугристой, на ней с течением времени могут появиться глубокие коррозионные язвины.

МЕТАЛЛ ПАРОВОГО КОТЛА

Как устроен трехходовой теплообменник твердотопливного котла?

Трехходовой теплообменник является ключевым компонентом современных твердотопливных котлов, обеспечивая эффективную передачу тепловой энергии от продуктов сгорания к теплоносителю. В этой статье подробно разберем принцип его работы, конструктивные особенности, а также …

Области применения паровых твердотопливных котлов малой мощности: подробный обзор

Производим и продаем паровые котлы на дровах малой мощности - от 20кВт, от 60кг пара в час, применяемые в воскотопках, коптильнях, паровом отоплении, генерации электричества на паровых турбинах палой мощности …

СЕРНИСТАЯ КОРРОЗИЯ ТРУБ ХВОСТОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА

При низкой температуре дымовых газов происходит конденсация содержащегося в них пара. на трубах хво­стовых поверхностей нагрева котла. В образующихся капельках воды (росе) растворяются имеющиеся в газах окислы серы, в результате чего получаются слабые рас­творы кислот, интенсивно разъедающие металл. В экономайзере температура.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.