Машины, работающие по циклу Стирлинга
Универсальные энергетические системы
Универсальные энергетические системы представляют собой механические агрегаты, которые, будучи снабжены топливом, воздухом и водой, могут обеспечить все энергетические потребности, включая кондиционирование воздуха, выработку электроэнергии, получение горячей и холодной воды. Для таких установок, применяемых в служебных помещениях, мотелях, гостиницах, жилых домах, складах и крупных торговых центрах, обычно требуется первичный двигатель мощностью 37—370 кВт (50—500 л. е.).
Разработка универсальных систем активно поощрялась в США в 60-е годы как часть усилий, направленных на покрытие коммерческих и бытовых потребностей в газе в летние месяцы с целью выравнивания графика его потребления в течение всего года. В США кондиционирование воздуха (под этим подразумевается охлаждение и получение необходимой влажности воздуха) является социальным благом такой же важности, как и отопление. Газ хорошо подходит для целей отопления, но меньше для охлаждения. Были предприняты серьезные попытки с целью улучшения характеристик или уменьшения стоимости абсорбционных холодильных систем с газовым теплопоглощением, но они оказались до ерх пор безуспешными.
Ряд универсальных энергетических систем уже действует. В большинстве из них используется либо газообразное, либо жидкое топливо, а для преобразования выделившейся при сгорании части химической энергии в механическую применяется двигатель какого-либо типа. Механическая энергия расходуется для привода электрогенератора и компрессора парокомпрессионного рефрижератора. Электроэнергия для целей освещения может быть получена с высокой частотой электрического тока (400 Гц), а для силового электрооборудования, работы грузоподъемных машин, кухонного оборудования и рефрижераторов — с относительно высоким напряжением. Отводимая с выхлопными газами от двигателя теплота может быть использована для отопления зданий, получения пара низкого давления, для кухонь и прачечных, горячего водоснабжения для обычных целей, а также как источник теплоты в холодильной установке абсорбционного цикла, которая охлаждает Воду или соляной рассол для кондиционера воздуха.
Необходимо отметить, что создание универсальных установок довольно заманчивая идея. Их работа не зависит от подводимой извне электроэнергии, и в них существуют определенные перспективы эффективного использования различных видов энергии. К сожалению, есть и много практических недостатков; система в целом дорога, надежность пока еще неудовлетворительна, а эксплуатационные расходы могут стать высокими. В некоторых больших городах США подача природного газа уже не является неограниченной и требуются необходимые запасы мазута па случай прекращения подачи газа. Это обстоятельство увеличивает стоимость системы и требует от двигателя способности работать на обоих видах топлива. Другая проблема заключается в том, что при работе трудно подобрать одновременно электрическую нагрузку для графика нагревания и охлаждения; вследствие этого, если только не предусмотрен большой аккумулятор низкопотенциальной энергии, не достигается эффективного использования энергии. В настоящее время маловероятно, что различные фирмы, производящие двигатели, электроприводы, теплообменники, использующие теплоту выхлопных газов, и рефрижераторные установки, скоординируют свои усилия для создания малогабаритной системы. Универсальные энергетические системы стремятся создавать из отдельных, уже готовых, но не особенно хорошо подходящих для этих целей агрегатов. Поэтому стоимость системы высокая, а результаты не совсем удовлетворительные. До тех пор, пока все усилия не будут направлены на производство надежной, хорошо скомпонованной в едином блоке системы с приемлемой стоимостью, в ней возможны лишь небольшие усовершенствования.
В настоящее время в универсальных энергетических системах используются газотурбинные или поршневые двигатели внутреннего сгорания. Газовые турбины отличаются хорошей надежностью, но имеют очень низкую эффективность, особенно при частичной на; грузке. Поршневые газовые двигатели имеют лучшие характеристики, но недостаточно надежны, а поэтому велики их эксплуатационные расходы. Ввиду этого может оказаться, что бесшумные, эффективные двигатели Стирлинга, способные работать на различных видах топлива, найдут непосредственное применение в универсальных энергетических системах. Возможно, что потребность в охлаждении будет удовлетворена холодильной машиной Стирлинга с приводом от двигателя, и вероятно также, что установка может состоять из многоцилиндровой машины, работающей в зависимости от местных условий в режиме либо двигателя, либо холодильной машины. Также может быть предусмотрен и единый электромеханический блок, позволяющий в зависимости от требований выполнять роль электрогенератора с подводом тепла или холодильной машины с электроприводом.
Однако к вопросу о применении универсальных энергетических систем должен быть более осторожный подход. По более поздним представлениям такие системы малооправданны в высокоразвитых странах, где имеются дешевые и надежные источники электроэнергии, но они, вероятно, могут быть использованы в менее обжитых районах, таких, как отдаленные мотели, охотничьи и лыжные базы, полярные исследовательские станции и нефтедобывающие установки в пустыне.