Машины, работающие по циклу Стерлинга
РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ ГРАФИКИ
Несмотря на всю пользу приведенных на рис. 5-5 диаграмм, легко представить, что существует бесконечное множество различных сочетаний конструктивных параметров. Искать варианты оптимальных сочетаний параметров — дело утомительное. Для преодоления указанных трудностей строятся результирующие графики, подобные тем, что' приводятся соответственно для двигателей на рис. 5-7 и для холодильных машин на рис. 5-8.
_ '300 500 1000 1500 2000 3000 Температура полости расширения TЈ, K
Рис, 5-7. Результирующие графики для двигателей Стирлинга.
§ Qj Lo |
M6 |
&V |
Графики на рис. 5-7 построены с использованием оптимизации по параметру Р/рмакCVT. Для указанного параметра при различных значениях а и k и постоянных т и X были образованы поверхности, подобные приведенным на рис. 5-5. Далее были определены вершины каждой из поверхностей, и эти значения, характеризующие максимум параметра Р/рмаксКг, вместе с осопт и kom наносились на соответствующие диаграммы рис. 5-7. Все эти графики были построены в зависимости от температуры полости расшире- |
Оптимальная комбинация из отношения вытесняемых объемов K и фазового угла ос. (в радианах) может быть определена для заданных значений отношения мертвого объема X и Ътиошеиия температур х по вертикальным линиям, проведенным иа графиках через значения температуры Tg* считается, что температура, TQ — 300 К» а Тg ограничена термическим пределом материалов, используемых для цилиндра полости расширения. Соответствующее значение параметра мощности определяется по верхнему графику. В реальных двигателях параметр^мощиости составляет 0,3—0,4 значения, предсказываемого теорией.
50 60 75 100 150 200 3Q0
Температура полости расширения Т£
Рис, 5-8. Результирующие графики для холодильных машин с циклом Стирлинга,
6 2 |
£ 3 |
О 30 |
А |
40 |
Значения параметра холодопронзво - дительиости, характеризующегося количеством теплоты, поглощаемой в полости расширения, отличаются от его действительных значений приблизительно в 3 раза.
Ния; температура полости сжатия, равная 300 К, принималась Всегда постоянной. Затем были определены и нанесены на графики вершины поверхностей для различных значений т и X. Подобный метод был применен и для получения аналогичных графиков для холодильных машин, оптимизированных по параметру холодо - производительности QE/puaKCVT (см. рис. 5-8).
Работа по определению координат вершин поверхностей для любых постоянных значений т и X и при начальных параметрах а и K выполнялась с применением самооптимизирующей цифровой ЭВМ по программе, созданной с использованием метода наибыстрейшего спуска, описанного Уокером в 1962 г.
Применение для конструирования результирующих графиков
Графики, приведенные на рис. 5-7 и 5-8, рекомендуется использовать на предварительных стадиях конструирования машин с циклом Стирлинга.
В случае двигателя необходимо, во-первых, установить допустимую температуру ТЕ для полости расширения. Она определяется природой теплового источника и теми конструкционными материалами, которые могут быть применены для теплообменников и цилиндра полости расширения. При выбранных значениях температуры ТЕ на трех графиках проводятся вертикальные линии. Из графиков по точкам пересечения вертикальных линий с сетками кривых для выбранных значений отношений мертвого объема можно определить соответствующие оптимальные значения фазового угла а и отношения вытесняемых объемов k. Аналогичным образом может быть определено и значение параметра мощности Р/рмшсУт- Поскольку ТЕ известно, а Тс принимается (значение этой температуры в двигателе с водяным охлаждением приблизительно равно 300 К), то может быть рассчитан и параметр Я/рмакCVT. Таким образом, зная т, X, а и K и используя краткий перечень приведенных выше уравнений, можно перейти к непосредственному конструированию двигателя.
Нельзя не отметить, что расчетные данные, полученные для цикла по теории Шмидта, весьма оптимистичны. Как показывает опыт, нельзя ожидать от реального двигателя значений мощности и эффективности, составляющих более 30—40%, предсказываемых по теории Шмидта.