Предисловие — малый бизнес
Прошло более 15 лет с первой публикации книги «ЕMyth» («Миф предпринимательства») Многое изменилось моя семья, мой бизнес, моя жизнь Произошли прекрасные события, но много было и тяжелого И если правдивы слова Дона Хуана в «Tales of Power» («Сказки о силе»)' «Основное различие между обычным человеком и воином заключается в том, что воин всему бросает вызов, а обычный человек каждое событие воспринимает либо как благословение, либо как проклятие», — то я повинен в том, что являюсь, как и большинство людей, обычным человеком. Хотя в ряде случаев мне удавалось быть воином. Это случалось тогда, когда Господь считал, что надо наделить меня властью.
За эти годы я практически пережил финансовый крах и крах своего бизнеса, были и невероятные успехи, я превратил свой 16летний брак в прекрасное партнерство со своей женой Айлин; я стал отцом двух необыкновенных детей, Сэма и Алекс Оливии (всего их теперь пятеро, а возраст — от 9 до 38 лет) и дедушкой благодаря моей дочери Ким и зятю Джону, которые осчастливили нас Сарой, Элайджей, Ноа, Ханной и Айзайей, путешествовал по миру и беседовал с тысячами владельцев предприятий малого бизнеса в Австралии, Канаде, Испании, Новой Зеландии, Японии, ПуэртоРико, Мексике, Индонезии и, конечно, почти во всех основных городах Соединенных Штатов. И всегда я с благодарностью получал беспредельную поддержку и заботу от тех, с кем так или иначе пересекалась моя судьба.
В двух словах могу сказать, что эти годы были радостными и трудными, приводящими в отчаяние и изматывающими, подрывающими мое здоровье и скучными, поучительными и полезными, но в целом они дали мне очень много. Конечно, было сложно, особенно в моем возрасте, но мне нравится преодолевать неудачи, не обращая внимания на причиненный самому себе вред
Эта книга является результатом тридцатилетней работы Я основал компанию EMyth Worldwide за восемь лет до первой публикации моей книги «ЕMyth* («Миф предпринимательства») Работа дала мне энергию и необходимый опыт для того, чтобы перенести на бумагу идеи, которыми я поделился с читателями «ЕMyth» и собираюсь поделиться с теми, кто только держит новую книгу в руках
За годы, которые прошли со времени публикации «ЕMyth», многие читатели, а также огромное число владельцев малого бизнеса просили меня разъяснить некоторые ее идеи для наилучшего применения на практике Мое недавнее издание «Малый бизнес от иллюзий к успеху Возвращение к мифу предпринимательства» дает ответы на целый ряд вопросов, которые поднимала первая книга, и предлагает всем новым и предыдущим читателям возможность взглянуть поиному на свое дело, используя огромный опыт и принципы, изложенные здесь
Я попытался ответить на самые важные из заданных мне вопросов, включив в книгу диалоги с замечательной женщиной по имени Сара (это не настоящее ее имя), с которой я провел довольно много времени Деловой опыт Сары, ее терпение, смышленость и пыл помогли мне связать трудные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы малых предприятий, с перестройкой и мышления, и самого бизнеса Именно в ответ на личную просьбу Сары, зная, какое разочарование она испытала в своем бизнесе, я приложил все усилия, чтобы подробно объяснить читателю точку зрения автора «ЕMyth» в этой книге Надеюсь, что вопросы Сары будут вам так же интересны, как и мне
Но перед тем как познакомить вас с Сарой, хочется поделиться своими мыслями о малых предприятиях вообще и о людях, которые являются их владельцами.
Вот вопрос, который часто мне задают: «В чем секрет владельцев успешных компаний, о котором другие не догадываются^
В противоположность распространенному мнению мой опыт показывает, что люди, которые удачливы в бизнесе, не обладают сверхъестественным знанием, а успех к ним приходит благодаря их ненасытному желанию знать как можно больше
Проблемы, которые встречаются у большинства терпящих неудачу компаний, заключаются не в том, что их владельцы недостаточно квалифицированны в области финансов, маркетинга, менеджмента или производства — этому можно легко научиться, — а в том, что они тратят время и энергию, отстаивая свою точку зрения по тем вопросам, в которых считают себя профессионалами Выдающиеся бизнесмены, которых я встречал, решительны в своем намерении делать все по правилам, причем любой ценой Под намерением «делать все по правилам» я понимаю не только бизнес, а чтото возвышенное, некое видение, какойто высший смысл, которому следует человек, делая все по правилам Это может быть и внутреннее убеждение, моральный принцип или же принцип «универсальной истины»
Это не значит, что те, кого я склонен считать выдающимися людьми, непременно будут сообщать о своих взглядах в этих выражениях У многих так не получается при всем желании — у них просто не хватает слов Но тем не менее этого у людей не отнимешь Вы можете видеть это в их глазах, чувствовать, как они излучают это, слышать это в тембре их голосов
В то же время, несмотря на стремление к «чемуто возвышенному», лучшие из лучших, кого я знаю, являются удивительно приземленными людьми* они внимательны к деталям, прагматичны, практичны, живут в соответствии с реальной действительностью Они понимают, что любой бизнес не достигнет ожидаемых великих успехов, если будет идти только по пути отстаивания высоких принципов Получение высоких результатов зависит от того, придается ли в компании значение таким процессам, которые происходят сплошь и рядом переговорам по телефону, общению между покупателем и продавцом, последовательности действий на пункте отгрузки, работе у кассового аппарата
И те великие бизнесмены, с кем я знаком, обладают интуитивным пониманием, что единственный путь к прогрессу заключается в концентрации внимания на множестве деталей, кажущихся незначительными и надоедливыми, но из которых и состоит повседневная жизнь любого бизнеса (и каждого человека1)
Эти житейские, порой скучные процессы при их правильном выполнении, с должным вниманием и стремлением сделать все по
правилам, в совокупности формируют отличительную особенность, незаметную черту, выделяющую каждую успешную компанию, с которой вы когдалибо имели деловые отношения, из обычных организаций, чьи владельцы стремятся просто день прожить
Итак, настоящая правда о великих бизнесменах, с которыми я соприкасался з своей работе, заключается в том, что они обладают замечательным качеством — способностью добиваться действительно удивительных результатов, являющихся следствием качественно выполненных мелких повседневных действий
Моя книга как раз и посвящена умению получать поразительные результаты.
Эта книга является путеводителем для тех из вас, кто воспринимает процесс создания выдающегося бизнеса как непрерывный поиск, встречу с миром явлений, происходящих внутри нас и вовне, встречу, которая все время удивляет и преподносит нескончаемые сюрпризы, необычные варианты и бесчисленные затруднения.
Это может показаться очевидным, но умение развить выдающийся бизнес не эквивалентно способности добиваться успеха. Во всяком случае, это точно не успех в обычном понимании. Скорее всего, это некий конечный пункт, достигнув которого, мы кричим: «Я сделал это!». Я говорю так, потому что опыт научил меня: конечный пункт в развитии любого выдающегося бизнеса немедленно вновь превращается в исходный.
Итак, эта книга рассказывает не о заключительной точке в развитии бизнеса, а о его начале, о нескончаемой игре, о восхитительном и бодрящем процессе, о постоянном развитии наших чувств и разума — того, что является неотъемлемой частью жизни человека. Однако такого состояния можно достичь, лишь обращая пристальное внимание на процессы, происходящие вокруг
Я думаю, что бизнес, являясь отображением нашей сущности, отвечает на вопросы о том, что мы знаем и чего не знаем, позволяет честно, открыто и сразу увидеть, что мы собой представляем на самом деле.
Я полагаю, что для выражения «наш бизнес» существует метафора «Путь»
Мудрец однажды сказал «Познай себя» К этому достойному уважения афоризму могу только добавить пожелание счастливого пути всем бизнесменам, которые становятся на путь открытий.
Также я могу привести поучительные слова еще одного мудрого человека — Энтони Гринбанка, который написал в книге «The Book of Survival» («Книга выживания») «Для того чтобы выжить, находясь в безвыходном положении, вам необязательно обладать рефлексами гонщика на кубок „ГранПри", силой Геркулеса или знаниями Эйнштейна. Все, что вам необходимо, — это знание того, что нужно делать в конкретной ситуации» Приятного вам чтения
Майкл Э. Гербер, СантаРоса, Калифорния, июнь, 200! год