Выбор местоположения предприятия
Значение местоположения предприятия.
Местоположение предприятия в одних отраслях важнее, чем в других. Значение местоположения зависит от ряда особенностей предприятия, например: потребитель едет за товаром на предприятие или предприниматель едет с товаром к потребителю; предприятие предлагает такой товар или такую услугу, которым нет конкурентно равных на определенной сбытовой территории; удобство для покупателей является основным фактором, на котором держится сбыт продукции предприятия.
Применительно к таким услугам, как бухгалтерский учет и консультирование по вопросам управления, выбор местоположения не имеет особого значения. Консультационное бюро по вопросам управления может располагаться и в нескольких десятках метров от потенциальных клиентов, и в часе езды на автомобиле. Ни расстояние, ни удобство расположения не влияют на способность такого бюро к привлечению новых клиентов, поскольку, как правило, консультант посещает клиентов, чтобы на месте решать их проблемы.
Выбор местоположения малосуществен для предприятий, которые предлагают уникальные услуги, например по ремонту антикварной мебели. Потребители, как правило, готовы проехать многие мили ради того, чтобы отремонтировать или отреставрировать бесценную для них антикварную вещь. Единственное, что в данном случае важно, - наличие автомобильной дороги к предприятию.
На другом полюсе находятся отрасли, для которых местоположение предприятия означает расцвет или увядание. Очень важно, например, местоположение супермаркета - он должен располагаться в пределах пешей прогулки жителей ближайших кварталов или в пяти минутах езды для большей части жителей сбытовой территории и иметь большую стоянку. Кроме того, один супермаркет не должен находиться рядом с другим.
Выбор местоположения предприятий сферы услуг, оптовой или розничной торговли.
Изучая рынок, предприниматель прежде всего собирает информацию, которая незаменима для выбора местоположения предприятия. Анализ рынка для выбора местоположения предприятия должен осуществляться по следующей схеме:
1. Анализ географического региона.
2. Анализ города в этом регионе:
- Растет ли город? Если растет, то насколько быстро? Какие части города растут быстрее всего?
- Какова структура населения города по признакам возраста, доходов и рода деятельности?
- Сколько предприятий данной сферы деятельности в настоящее время в городе? Где они находятся? Как идут у них дела?
- Какова социальная атмосфера в городе? Прогрессивен ли город? Работают ли его жители над социальными проектами?
- Каково качество городских школ, церквей, парков, состояние культуры?
3. Анализ района в этом городе:
- Что покупают потребители района в аналогичных организациях?
- Каково население района? Растет ли оно?
- Как люди зарабатывают на жизнь? Кто преобладает - служащие, рабочие или пенсионеры?
- Равномерна ли структура населения по возрастному признаку либо преобладают люди старшего, среднего возраста или молодежь?
- Каков средний доход семьи? Какова средняя покупательная способность жителей района?
- Сколько аналогичных предприятий расположено в районе? Насколько они процветают?
4. Анализ конкретного места в этом районе:
- Благополучны ли соседние предприятия?
- Насколько близко находится предприятие?
- Находится ли выбранное место в соседстве с хорошими домами?
- Достаточна ли площадь стоянок вблизи выбранного места или неподалеку от него?
- Можно ли доехать до выбранного места на автобусе?
- Какие зональные требования придется выполнить?
- Насколько долог для потребителей путь до предприятия?
- Имеется ли поблизости постоянное пешеходное движение?
- Каковая полезная площадь участка? Есть ли резервы для расширения предприятия?
- Можно ли доставлять товары к задней двери?
- Привлекают ли ближайшие магазины потребителей?
- Приятно ли выбранное место, захотят ли потребители совершать здесь покупки?
- Имеется ли разделительная линия на дороге, поскольку она может оказаться помехой для ряда потенциальных потребителей?
Изучение рынка наиболее существенный элемент маркетинговых усилий предпринимателя, поскольку таким путем он получает информацию о рынках, важную как до, так и после начала функционирования его предприятия.
Предприниматель может использовать статистическую информацию федерального, регионального и муниципального уровня.
Выбор наилучшего места требует пристального внимания к мелочам. Предпринимателю следует сузить возможности выбора до нескольких наиболее приемлемых мест, после чего заняться сбором подробнейшей информации о каждом.
Выбор местоположения промышленного предприятия. Процесс выбора местоположения промышленного предприятия сложнее и требует очень тщательного изучения рынка. Выбирая оптимальное местоположение, предприниматель в данном случае пытается сбалансировать три фактора:
- потенциальную выручку от реализации;
- производственные затраты;
- транспортные расходы.
Необходимо учесть также следующие факторы:
1. Трудовые ресурсы. Имеются ли в составе трудовых ресурсов рабочие тех профессий, которые необходимы для продуктивной работы предприятия?
2. Размеры сообщества. Следует ли предпринимателю размещать предприятие вне города? Каков уровень жизни регионе? Каково качество жизни?
3. Транспортная сеть. Существует ли ускоренный доступ на межрегиональную магистраль, которая позволит круглосуточно доставлять товары на рынки, удаленные от предприятия?
4. Требования по чистоте воды. Каковы допустимые уровни загрязнения воды, которые придется выдерживать предпринимателю?
5. Требования по чистоте воздуха. Какого рода оборудование потребуется установить для предотвращения недопустимого загрязнения воздуха?
6. Земля. Сколько потребуется земли для выпуска продукции, под автостоянку? Следует ли предпринимателю купить больше земли, чем ему нужно сейчас, чтобы иметь резерв под будущее расширение, а также с учетом тенденции роста цен на землю?
7. Топливо и электроэнергия. Достаточны ли сейчас и в перспективе энергетические ресурсы?
8. Налоги. Какое воздействие налоги всех уровней окажут на производственные издержки?
9. Финансовые возможности. Будут ли местные органы власти оказывать финансовую помощь предприятию?
Критерии выбора местоположения для компаний, использующих новейшую технологию:
- производительность труда;
- благоприятная ситуация с налогообложением;
- наличие престижных научных институтов, которые могут оказать поддержку в научных исследованиях;
- приемлемая стоимость жизни;
- удобная транспортная система;
- простота вхождения в рынок;
- ограниченное регулирование на региональном уровне;
- надежность поставок приемлемых энергоресурсов;
- наличие культурной жизни;
- благоприятный климат;
- простота доступа к исходным материалам и сырью.