Сущность, анализ и планирование оптового товарооборота
Сущность, необходимость и функции оптовой торговли. Оптовая торговля связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами торговых организаций. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность всей торговли.
Основные функции оптовой торговли:
- снабжение товарами розничных торговых организаций;
- комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых организаций;
- организация своевременного завоза товаров;
- изучение спроса населения;
- воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;
- организация поставки товаров на экспорт;
- хранение запасов товаров.
Характеристика и виды товарооборота организаций оптовой торговли. Оптовый товарооборот характеризует объем товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или переработки. Оптовые организации помимо оптовой реализации товаров осуществляют следующие виды деятельности:
- розничная реализация товаров;
- организация общественного питания;
- торговое посредничество;
- прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и
Др.).
В соответствии с этим общий оборот оптовой организации включает:
- оптовый товарооборот, в том числе продажа товаров на экспорт;
- розничный товарооборот;
- товарооборот общественного питания;
- оборот торгового посредничества (сумма комиссионного вознаграждения за посредничество в приобретении или сбыте товаров от чужого имени и за чужой счет);
- оборот от прочих видов деятельности.
Товародвижение представляет собой процесс доведения товаров от изготовителей с помощью организаций оптовой и розничной торговли до конечного потребителя.
Звенность товародвижения можно рассчитать как отношение оптового товарооборота к розничному товарообороту организаций зоны обслуживания.
Анализ общего объема оптового товарооборота, его задачи. Анализ общего объема товарооборота начинают с оценки выполнения плана и динамики (в действующих и сопоставимых ценах) в целом по оптовой базе и по отдельным складам. При этом анализируют общий оборот организации, в том числе по видам. Отдельно проводится диагностика оптовой продажи товаров на территории государства и за его пределами.
Затем анализируется оборот по складам в сравнении с выполнением плана по базе и розничным оборотом зоны деятельности базы, а также коэффициент звенности товародвижения.
Анализ товарной структуры оптового товарооборота. При анализе товарной структуры оптового товарооборота важным моментом является исследование поставок товаров. Показатель поставки товаров в ассортименте (Пасс) рассчитывается по формуле
Пасс = Н : Т х 100 %, (13)
Где Н - сумма недопоставки товаров по группам; Т - план поставки товаров.
Общий процент выполнения плана поставки с учетом недопоставки в
Ассортименте (Тасс) определяется по формуле
Тасс = 100 - Пасс. (14)
Методика экономического обоснования планов оптового товарооборота. Планирование оптового товарооборота начинают с определения плана по отдельным товарным группам. Затем на основе обобщения указанных плановых показателей производят расчет общего объема товарооборота. Существует методика расчета планового размера оптового товарооборота как разницы между потребностью в товарах розничной торговли, сети объектов общественного питания, в сырье промышленных предприятий и объемом их поступления от различных поставщиков, минуя оптовую базу.
Другой вариант составления плана оптовой базы предполагает исходить из потребности оптовой организации в прибыли.
Планирование товарных запасов в оптовой торговле. Оптовые базы определяют нормативы запасов по отдельным товарным группам, а затем рассчитывают общий норматив запасов по базе. Норматив запасов по каждой группе товаров (Н) может быть установлен на основе специальных расчетов по следующей формуле:
Н = М + П : 2, (15)
Где М - минимальный запас (для обеспечения бесперебойного снабжения розничных торговых объектов); П : 2 - средний запас текущего пополнения.
Минимальный запас (М) определяется следующим образом: М = В + Р1 + Р2, (16)
Где В - запас, по которому выполняются складские операции (приемка, подготовка и т. д.); Р1 - резервный запас на случай неравномерности поставки; Р2 - резервный запас на случай повышенного спроса.
Ежеквартально расчет товарного обеспечения уточняется с учетом изменения объемов и источников поступления.