МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

Содержание торгово-технологических процессов в магазине и технологическая планировка его помещений

Одной из главных инновационных функций торгового менеджмента является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов.

Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупа­тельских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание по­купателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им техно­логические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам_относятся приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспе­чение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к про­даже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.

В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их техноло­гическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их разме­ры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависи­мости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. В каждом ма­газине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечи­вающих осуществление торгово-технологических процессов: 1) торговые помещения; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; 3) подсобные помещения; 4) административно-бытовые помеще­ния; 5) технические помещения.

1.Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в со­ставе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений харак­теризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупа­телям. Показатель размера торговой площади является одной из важней­ших характеристик пропускной способности и потенциального объема

Деятельности магазина.

2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к прода­же предназначены для осуществления преобладающей части вспомога­тельных торгово-технологических процессов. В общем составе этих поме­щений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемоч­ные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для ком­плектования заказов покупателей и некоторые другие.

3. Подсобные помещения также обеспечивают осуществление от­дельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой то­варов на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделе­ны помещения для хранения и ремонта тары, а также для хранения и ре­монта контейнеров; экспедиции для доставки товаров покупателям; поме­щения для хранения и ремонта оборудования, приемки и хранения стекло­тары, хранения упаковочных материалов и инвентаря и некоторые другие аналогичные помещения.

4. Административно-бытовые помещения включают кабинет дирек­тора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональ­ных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной ги­гиены и некоторые другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает обычно 5 %.

5. Технические помещения включают котельную, машинное отделе­ние холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет обычно 1-2 %.

В составе функций управления технологическими процессами зна­чительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная тех­нологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирова­ние и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить макси­мальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими то­варов; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные ус­ловия труда для торгово-оперативного персонала.

По своему назначению площадь торгового зала магазина подразде­ляется на такие основные зоны:

1. Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки (демонстра­ции) товаров, включает установочную площадь оборудования, предназна­ченного для непосредственного размещения товаров, а также оборудова­ния, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т. п.).

2. Площадь, занимаемая узлами расчетов, включает площадь для ус­тановки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в мага­зинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки.

3. Площадь проходов для покупателей включает площадь для их проходов между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.

Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магази­нах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной сис­теме.

Применяются следующие системы размещения оборудования в тор­говом зале:

- линейная с продольным размещением оборудования;

- линейная с поперечным размещением оборудования,

- смешанная.

Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения поку­пателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала.

В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную систему с продольным размеще­нием оборудования, а при ширине 13-24 м наибольший эффект дает ли­нейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных ма­газинах самообслуживания, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему установки оборудова­ния, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное разме­щение.

Определенную роль при размещении оборудования в непродоволь­ственных магазинах играет выбор места для примерочных кабин. Их сле­дует размещать в конце линий вешал. Банкетки для примерки обуви раз­мещают параллельно линиям горок на расстоянии не менее 2 м от обору­дования с товарами.

Площадь, занимаемая узлами расчетов, планируется с учетом из­бранной формы организации этих расчетов. В магазинах применяются централизованная и децентрализованная формы расчетов с покупателями. При централизованной форме организуются единые узлы расчета, разме­щаемые обычно у выхода из магазина, а в многоэтажных зданиях - у вы­хода с этажа.

Важным условием рациональной планировки является правильное установление ширины проходов для покупателей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные (магистральное) и второстепенные (внутренние). Ширина про­ходов зависит от характера размещения оборудования и размеров торго­вых залов. При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направлен­ность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала и потоки покупателей по возможности не пересекались. Покупателю необходимо предоставить сво­боду в выборе маршрута движения в торговом зале.

Завершающим этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нем торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров. Так как многие виды универсального и специализированного оборудования, выпускаемого в этих целях, имеют различные параметры, для определения целесообраз­ности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показа­телей. Основными из этих показателей являются:

1. Установочная площадь. Она представляет собой площадь, зани­маемую основанием оборудования или его проекцией на площадь пола.

2. Демонстрационная площадь. Она представляет суммарную пло­щадь всех полок островных и пристенных горок, предназначенную для де­монстрации товаров. По специализированным видам демонстрационного оборудования применяют иные методы расчета этого показателя. Так, де­монстрационная площадь вешал определяется как произведение длины кронштейна на высоту демонстрируемых товаров, принимаемую за 1 м для одноярусных вешал и 2 м для двухъярусных (для двухъярусных вешал это произведение удваивается); перфорированных щитов с кронштейнами как произведение длины кронштейна и его условной ширины (принимаемой за 0,2 м) на общее их количество, размещенное на оборудовании; подиумов, столов и лотков как произведение их длины и ширины; контейнеров, ис­пользуемых в торговом зале, - как произведение площади их основания и высоты, деленное на 0,3 м (0,3 м - условное среднее расстояние между полками горок).

3. Коэффициент емкости демонстрационного оборудования. Он рас­считывается как отношение демонстрационной площади к установочной.

Для определения общей эффективности технологической планиров­ки торгового зала применяют следующие показатели:

1. Коэффициент установочной площади. Он представляет собой от­ношение суммарной установочной площади оборудования к общей пло­щади торгового зала (площадь, занятая декоративным, рекламным и дру­гими видами оборудования, направляющего или ограничивающего поток покупателей и не используемого в процессе продажи товаров, и общую ус­тановочную площадь не включается).

2. Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.