Понятие прибыли и рентабельности торгового предприятия
Прибыль от торговой деятельности - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
На объем прибыли оказывают влияние значительное количество внешних (независимых от деятельности предприятия) и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся:
- политическая стабильность;
- состояние экономики;
- демографическая ситуация;
- конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
- темпы инфляции;
- ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
- объем валового дохода (и факторы, его определяющие);
- размер издержек обращения;
- производительность труда работников;
- скорость оборачиваемости товаров;
- наличие собственных оборотных средств;
- эффективность использования основных фондов.
В систему прибылей отечественной торговой организации входят, кроме прибыли от реализации товаров, прибыль от операционной деятельности, прибыль от внереализационной деятельности.
При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль от реализации, прибыль отчетного периода, налогооблагаемая и чистая прибыль
Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и расходами на реализацию товаров.
Прибыль отчетного периода включает финансовые результаты от реализации и других видов деятельности, доходы и расходы от внереализационной деятельности.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью отчетного периода и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальным ставкам, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль, в соответствии с действующим законодательством.
Чистой называют прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.
Различают также бухгалтерскую, экономическую, нормальную, минимальную, целевую прибыль и пр.
Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам, средней стоимости основных и оборотных средств, расходам на оплату труда и т. п. Система показателей рентабельности является составляющей системы показателей социально экономической эффективности деятельности организаций.