Понятие дохода торгового предприятия. Факторы, влияющие на изменение доходности торговой организации
Валовой доход торговой организации - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.
Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень валового дохода в розничной торговле рассчитывается как отношение суммы валового дохода от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах.
В экономическом анализе используется два вида доходов: валовой доход по общей его сумме и валовой доход, остающийся в распоряжении организации (общая сумма дохода от реализации товара за минусом обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода).
Торговая организация за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя и по его реализации взимает плату, которую можно назвать ценой торговых услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных товаров. Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. До перехода отечественной экономики к рыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки (основные и дополнительные). Торговые скидки устанавливались в прейскурантах в процентах к розничной цене. В этом заключается отличие скидки от торговой надбавки, которая определяется в процентах к отпускной цене предприятия изготовителя.
Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торговой организации, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное различие производства (поставщиков), пути продвижения отдельных товаров к потребителю и т. д.
Уровень торговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, расходов на реализацию товаров, прибыли, ставок косвенных платежей и условий взаиморасчетов контрагентов по формуле
ТН = ((Р + П + КО): Пс) х 100, (17)
Где ТН - уровень торговой надбавки, %; Р - сумма фактических расходов на реализацию; П - сумма прибыли; КО - обязательные отчисления, взимаемые за счет валового дохода; Пс - покупная стоимость товаров без НДС.
Факторы, влияющие на изменение доходности торговой организации.
В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) показателей плановым, выполнения плана по валовым доходам. Определяется динамика валового дохода, причины его роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, поставляемые из различных источников, целесообразно организовать учет валовых доходов в зависимости от того, по каким каналам поступает товар в торговую организацию для его последующей реализации конечному потребителю.
Общая тенденция развития валового дохода торговой организации соответствует оптимальному соотношению индекса роста валового дохода (Івд) и индекса роста товарооборота (It) и имеет следующий вид: 1вд > It.
При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов: объема и структуры товарооборота, среднего уровня торговой надбавки, звенности товародвижения, уровня свободных отпускных цен и др. - на сумму и уровень валового дохода.
Влияние изменения объема продаж на сумму валового дохода (ВДт) рассчитывается по следующей формуле:
ВДт = ((Т1 - То) х ВДо) : 100, (18)
Где Т1, To - соответственно отчетный и базисный объем товарооборота; ВДо - базисный уровень валового дохода, % к товарообороту.
Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму (ВДвд) определяется следующим образом:
ВДвд = ((ВД1 - ВДо) х Т1) : 100, (19)
Где ВД1 - уровень валового дохода отчетного периода, % к товарообороту.
Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Увеличение доли товаров с более высоким уровнем торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют методом процентных чисел.
При покупке товаров через оптовые организации и других посредников торговая организация отдает им часть торговой надбавки, что уменьшает ее валовой доход. Влияние изменения звенности товародвижения на валовой доход изучают по договорам поставки товаров, счетам-фактурам и данным учета поступления товаров.
Следующим этапом анализа валового дохода является анализ по месяцам, кварталам, декадам, в разрезе подведомственных подразделений, в
Сравнении с достижениями конкурентов.
Завершается анализ валовых доходов расчетом упущенных возможностей роста валовых доходов и разработкой соответствующих мероприятий.
Материалы анализа служат базой прогнозирования и планирования валового дохода на перспективу.