Планирование розничного товарооборота
Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации для:
- финансирования прироста основных фондов;
- финансирования собственных оборотных средств;
- создания финансовых резервов;
- погашения кредитов;
- приобретения ценных бумаг;
- уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;
- поощрения и социального развития коллектива;
- других целей.
На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период).
На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).
Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим формулам:
Тк = Т х Рпост : (Рпост + Рпер), (6)
Где Тк - товарооборот в критической точке; Т - расчетный плановый товарооборот; Рпост - постоянные расходы на реализацию; Рпер - переменные расходы на реализацию.
Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические оптимизационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.
Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 кв. м торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:
- средней стоимости покупки;
- интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина);
- завершенности покупок.
Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле
Кэ = (Jt - 1) : (Тп. ф. - 1), (7)
Где Кэ - коэффициент эластичности; Jt - индекс изменения товарооборота; Jn^. - индекс изменения покупательных фондов.
В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.
Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от величины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.
Методика разработки плана по общему объему. Обоснование общего объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.
При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.
Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют:
- исходя из анализа динамики за ряд лет;
- заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме продаж.
Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:
- с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации;
- исходя из торговой площади;
- на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
- использованием экономико-математических моделей.
Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:
- его тип и ассортиментный профиль;
- место расположения;
- особенности спроса обслуживаемого населения;
- анализ его деятельности за предшествующий период;
- товарооборот, приходящийся на 1 кв. м торговой площади;
- производительность труда и т. д.
Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).
Основными факторами, оказывающими влияние на объем товарооборота по периодам года, являются:
- покупательная способность населения в отдельные периоды года;
- особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды года;
- равномерность завоза товаров по периодам года.
Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.
Планирование структуры розничного товарооборота. В зависимости от степени детализации структуры розничного товарооборота выделяют:
- макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров;
- общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3 - торговля;
- товарную и ассортиментную структуры, которые представлены
Более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы.
Методы нормирования и порядок расчета нормативов товарных запасов по товарным группам. При использовании метода технико - экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле:
TOC o "1-3" h z Н = Р + П + С, (8)
Где Р - рабочий запас; П - запас пополнения; С - страховой запас. Рабочий запас (Р) определяется следующим образом: Р = Зо + Впп + Пн, (9)
Где Зо - запас однодневной торговли; Впп - время на приемку и подготовку запасов; Пн - представительный набор (запас, находящийся в торговом зале).
Представительный набор (Пн) можно определить по формуле: Пн = Кр х Цср : То, (10)
Где Кр - количество разновидностей товаров; Цср - средняя цена товара; То - однодневный товарооборот.
Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом: П = Ч х Кобн х 1 : 2, (11)
Где Ч - частота завоза товаров; Кобн - коэффициент обновления. Коэффициент обновления (Кобн), в свою очередь, определяется по формуле:
Кобн = КР : КП, (12)
Где КР - количество разновидностей товаров; КП - количество поступления в одной партии завоза.
Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.