МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

Малый бизнес как институт рыночной экономики

Теоретические основы предпринимательства исторически исследо­вались в экономической теории. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» А. Смит писал о предпринимателе, который, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а предпринимательская прибыль является компенсацией собственника за риск. Смит описывает скрытую пружину рынка свободной конкуренции, где личный интерес побуждает производителя поступать так, будто его «ведет невидимая рука ради дос­тижения той цели (богатство всех), которая никак не входила в его наме­рения».

Ж. Б. Сэй считал, что функция предпринимателя заключается в со­единении, комбинировании факторов производства (капитала, земли и труда). Результатом и целью такой деятельности является предпринима­тельский доход. Ж. Б. Сэй видел функцию предпринимателя не в извлече­нии прибавочной стоимости, а в организации и управлении процессом воспроизводства в рамках обычной хозяйственной деятельности. Пред­принимательство определялось Ж. Б. Сэйем как рациональная комбинация факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства. В слу­чае получения малого дохода в данной точке осуществлялось перемещение этих факторов в другие более доходные сегменты рыночного пространства при их новой комбинации. Причем рациональное комбинирование факто­ров могло быть в любом моменте воспроизводства, любой форме предпри­нимательской деятельности: производстве, обмене, распределении, по­треблении и т. д.

Концепция Ж. Б. Сэйя получила развитие в трудах экономистов, в той или иной мере исследовавших проблему предпринимательства. Так, А. Маршалл добавил к классическим факторам производства четвертый - организацию. Он использовал принцип комбинации факторов производст­ва к индивидуальному воспроизводству в рамках отдельной развивающей­ся фирмы. В данном случае новое комбинирование факторов производства осуществляется при использовании новой технологии, новых форм орга­низации и управления процессом воспроизводства. При этом отбираются более совершенные комбинации факторов по критериям их конкуренто­способности, их потенциальной жизнестойкости.

Й. Шумпетер предложил другой методологический подход к выяс­нению экономической сущности предпринимательства. Он предпринял попытку выявить движущие силы экономической динамики. Целью его исследований было построение теории так называемых циклов деловой ак­тивности - волнообразных чередований периодов относительного процве­тания и депрессии, которые впервые были обнаружены Н. Кондратьевым. Й. Шумпетер выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономи­ческого развития, которое он мыслил как циклический процесс структур­ных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. Шумпетеровское определение инноваций, помимо технических нововведений, включает организационные, управлен­ческие и маркетинговые нововведения, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Пред­принимательская деятельность, по Й. Шумпетеру, - это не должность и даже не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способ­ность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса. Предпринимательская деятельность является новаторской по самому сво­ему определению и в силу данного обстоятельства служит постоянным ис­точником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста. Как утверждал Й. Шумпетер, рынок нужно представлять как эволю­ционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, ко­торый он называл процессом созидательного разрушения. По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении ста­тического оптимального равновесия, а в способности осуществлять дина­мические изменения в технологии и достигать динамического роста по­средством таких изменений.

Новую волну в развитии теории предпринимательства вызвала авст­рийская школа в лице Л. Мизеса, Ф. Хайека и особенно И. Кирцнера. Кирцнер утверждал, что свойства неравновесных ситуаций заслуживают не меньшего внимания, чем равновесных. Неравновесные ситуации бази­руются на расхождении между спросом и предложением, как во времени, так и в пространстве. Отсюда возникают возможности для получения до­бавочной прибыли, а сущность предпринимательства и предпринимателя, по И. Кирцнеру, состоит в его способности использовать такие источники для получения дополнительного дохода. В отличие от Й. Шумпетера, И. Кирцнер сделал вывод о том, что предприниматель пользуется неравно­весной ситуацией и объективно способствует восстановлению рыночного равновесия.

Как видно из существующих разработок, в мировой экономической науке пока не существует общепризнанных понятий о предприниматель­стве как экономической категории.

Теория предпринимательства, в частности малого, недостаточно от­ражена и в институциональном направлении экономической мысли. Рас­смотрение и анализ этого сектора экономики с точки зрения институцио­нальной теории позволяет разобраться в причинах, способствующих его эффективному развитию или тормозящих этот процесс. А для этого необ­ходимо дать характеристику самому понятию «института» рыночной экономики.

На понимании природы институтов базируется главное отличие ме­жду «старым» и «новым» институционализмом. «Старые» институциона- листы делают упор на культурные нормы и традиции, подчеркивая, что институты не столько ограничивают, сколько направляют, облегчают, по­ощряют человеческую деятельность. Имеется целый ряд определений это­го феномена в рамках «старого институционализма» у У. Гамильтона, Т. Парсонса, Дж. Ходжсона, Дж. Коммонса. Все они подчеркивают при­знак привычности, устойчивости распространенности образа мыслей. Хотя институты могут устаревать, приобретая, по словам Т. Веблена, «архаиче­ский» и «церемониальный» характер, в целом они создают ту социокуль­турную ткань, без которой деятельность человека невозможна: институты формируют связи между людьми, стирают различия в индивидуальном по­ведении, делают поведение индивида понятным и предсказуемым для дру­гих. Общественно-экономическое развитие Т. Веблен представлял как процесс «естественного отбора и приспособления» разнообразных инсти­тутов, вступивших в противоречие с внешней средой. «Институты - это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к об­стоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени».

В отличие от Веблена и его последователей, "новые" институциона - листы рассматривают институты как преимущественно юридические и не­формальные нормы, образующие рамки, ограничения для деятельности че­ловека. В различных работах Дуглас Норт дает целую систему определе­ний социально-экономических институтов. По его словам, институты представляют собой совокупность правил и норм, которую люди наклады­вают на свои отношения, определяя, таким образом, стимулы и механизмы контроля, которые наряду с бюджетными, ресурсными, технологическими и иными ограничениями очерчивают границы выбора в деятельности эко­номических агентов. Институты включают в себя как формальные правила (конституции, законы, права собственности и т. д.) и неформальные огра­ничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашениями, внутренние ограничения деятельности, санкции, табу, обычаи, традиции), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Изменения в формальных правилах могут стать результатом юри­дических изменений, таких, как переход к новому статусу, законодатель­ных изменений, изменений в регулирующих правилах, вводимых власт­ными структурами, а также изменений в конституции, определяющей пра­вила (метаправила), по которым строится вся система правил. Изменения в неформальных ограничениях - нормы, соглашения, личные стандарты че­стности - обусловлены теми же факторами, что и в формальных; однако они осуществляются постепенно и нередко являются подсознательными, формируя у индивидуумов альтернативные модели поведения, связанные с новым восприятием выгод и издержек.

Р. Нельсон, подчеркивая роль неопределенности в экономической жизни, справедливо назвал признание принципа случайности ключевым признаком любой эволюционной теории. Значение этого принципа состоит в том, что он очень важен для анализа центральной проблемы эволюцион­ной теории - механизмов и критериев отбора. Ф. Хайек придерживался точки зрения, согласно которой дарвиновские принципы селекции вполне естественно можно перенести в экономику, используя критерий «выжива­ния наиболее приспособленного». «Единицей отбора» институтов он счи­тал правила (законы и культурные нормы). Селекция правил происходит спонтанно по критерию жизнеспособности порядка, создаваемого этими правилами. «Выживают» те из них, которые, в конечном счете, ведут к росту богатства, свободы и благополучия общества.

Однако, представитель французского направления институциона - лизма - «регуляционизма» - Робер Буайе весьма остро критикует однофак - торную методологию нового институционализма, стремящегося объяснить формирование совокупности жизнеспособных институтов на основе «есте­ственного отбора» по критерию экономической эффективности. В проти­воположность «новому» институционализму, рассматривающему институ­ты как производные от интересов атомизированного индивида, «регуля - ционизм» трактует их как конкретные проявления единого целого - спосо­ба производства. По мнению Р. Буайе, это объясняет, почему в период пе­рехода от одного способа производства к другому критерий экономиче­ской эффективности не может быть преобладающим. «В той мере, в какой институты являются элементом общественных связей и играют координи­рующую роль, задача повышения экономической эффективности стоит для них на втором плане. <...> Главная мысль теории регуляции: происхожде­ние институциональных форм связано с драматическими эпизодами исто­рии, структурными кризисами, войнами, открытыми столкновениями меж­ду классами или социальными группами. И только позже каждой институ­циональной форме приходится доказывать свою совместимость с задачами экономического воспроизводства в течение более или менее длительного периода...» Согласно другому выводу Р. Буайе, бессмысленно заимство­вать иностранные институты по критерию их эффективности в ином на­циональном аспекте.

Однако, несмотря на более чем столетнюю историю институцио­нально-эволюционной теории в отечественной и зарубежной научной ли­тературе не сложилось однозначного понимания категории института. B. C. Лисин считает, что «...обобщая подходы различных течений и школ институционализма к определению данного термина, можно с более праг­матичной точки зрения сформировать два доминирующих понимания сути института: "ограничительный" и "расширительный". Сторонники ограни­чительного подхода... склонны трактовать социальные институты как функциональные органы общества, такие как государство, судебная систе­ма, система самоуправления и т. д., а также как систему формальных юри­дических норм. Сторонники расширительного подхода понимают соци­альные институты также как совокупность формальных и неформальных норм, ценностей, правил, фактически действующих в обществе и прини­маемых большинством его членов как руководство к действию».

Основываясь на вышеперечисленных определениях социально - экономического института, можно заключить, что предпринимательство, как общая категория, является институтом рыночной экономики. В зарож­дении, развитии и функционировании этого сектора экономики прослежи­ваются определенные традиции, стереотипы, привычки. Предпринимате­лям присущ особый тип поведения, психологический уклад, складываю­щийся в определенные традиции и нормы поведения, такие как самостоя­тельность, инициативность, предрасположенность к риску, новаторство, умение рационально сочетать определенные факторы производства в кон­кретной экономической ситуации, позволяющее перемещать эти факторы при новых сочетаниях в более доходные сегменты рыночного пространст­ва и быстро реагировать на изменения внешней экономической среды. Суть предпринимательства - получение прибыли как цель, проявление предпринимательских способностей как ресурс, комбинирование факторов производства как способ достижения цели. Малый бизнес, являясь част­ным случаем категории предпринимательства, характеризуется повышен­ной степенью риска, инновационности, инициативности, но ему присуща более низкая степень самостоятельности, тяготение к образованию нефор­мальных отношений и структур.

На состояние и развитие предпринимательства во многом влияют национальные и религиозные традиции, сложившаяся экономическая культура и этика. М. Вебер положил начало анализу экономической куль­туры сквозь призму национально-религиозных традиций. Основные типы хозяйственных региональных культур считаются совпадающими с глав­ными религиозными конфессиями: протестантской экономической этикой, католической, православной, исламской, индо-буддийской и конфуциан­ской. Общепризнанно, что эти хозяйственные культуры, формирующие национальные типы экономической ментальности, оказывают очень разное влияние на процессы рыночной модернизации - одни ее ускоряют, а дру­гие тормозят. Даже внутри христианства четко прослеживается определен­ная иерархия: если протестантизм наиболее благоприятен для развития ка­питалистических отношений, то католицизм умеряет их крайности, а пра­вославие, наоборот, препятствует их развитию. С экономической точки зрения наиболее «жизнеспособными» экономическими культурами явля­ются в настоящее время протестантская (американская), католико - протестантская (западноевропейская) и конфуцианская (дальневосточная). А поскольку существуют три ведущих типа экономической культуры, эф­фективные национальные модели рыночного хозяйства также группиру­ются в три основные региональные разновидности:

- англо-саксонская либеральная модель («протестантский капита­лизм» - США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия), для которой характерна тенденция минимизации государственного регулирования, ос­нованного на правовом регулировании хозяйственной жизни;

- западноевропейская (континентальная) социал-демократическая модель («католико-протестантский капитализм» - Франция, Скандинав­ские страны, Германия и большинство других стран Западной Европы), предполагающая «сильное» государство, активно участвующее в хозяйст­венной жизни, причем главное внимание уделяется социальной политике;

- дальневосточная патриархально-корпоративная модель («конфуци­анский капитализм» - Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай), когда «сильное» государство активно регулирует и направляет хозяйственную жизнь страны, занимаясь преимущественно стратегией экономического роста.

Действительно, именно в этих регионах наиболее развит малый биз­нес, основывающийся на человеческом индивидуализме и поддержке «сильного» государства. Свидетельством тому могут служить эмпириче­ские исследования голландского ученого - социолога Герта Хофстеда, изучавшего различия национальных культур 40, а позже 70 стран мира и составившего таблицу ценностных показателей по трем признакам клас­сификации: дистанция власти (PDI), избегание неопределенности (UAI) и индивидуализм (IDV). Н. В. Латова и Ю. В. Латов, проанализировав табли­цу Г. Хофстеда, пришли к выводу, что все страны можно сгруппировать в два крупных блока.

1. Страны «первого эшелона» развития капитализма, для которых характерны сильный индивидуализм (ранги 60-90), низкая дистанция вла­сти (ранги 20-40) и высокая готовность в риску (ранги избегания неопре­деленности 30-60). Это почти все страны Западной Европы, США, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка.

2. Страны второго эшелона развития капитализма - регионы с доми­нированием слабого индивидуализма (ранги 10-50), высокой дистанции власти (ранги 50-80) и избеганием неопределенности (ранги 65-90) - это страны Латинской Америки и Азии, некоторые страны Европы.

Эти данные позволяют понять, почему в одних странах малый бизнес развивается успешно и является доминантой в экономике, а в других при­живается слабо. В странах с протестантской, католической этикой и рели­гией, основанных на сильном индивидуализме личности и «сильном» го­сударстве, изначально созданы предпосылки для развития индивидуально­го бизнеса, основывающегося на личностных факторах человека, его спо­собности рисковать и отвечать за свои действия. Макс Вебер и Вернер Зомбарт показали, что реформированное католичество (протестантизм) было обращено, прежде всего, к земным ценностям и стало главным дви­гателем предпринимательства. Протестантизм, особенно в кальвинистском варианте, опирался на догмат об избранности к спасению, иначе - безус­ловном предопределении. Успех предпринимательской деятельности ста­новился лучшим доказательством собственного спасения. В странах с кон­фуцианской культурой, где преобладают коллективистские корни большей части населения, «сильное» государство способно помочь людям, решив­шимся заняться собственным бизнесом.

За более чем тысячелетнюю историю православия в Древней Руси, Московии, в России, благодаря известной гибкости и определенному синкретизму этой религии (восприятие языческих элементов, веротерпимость к иным конфессиям), система православных ценностей, приоритет духовно-нравственного начала над материальным вошли в сознание поколений русских людей независимо от их отношения к вопросам веры. Русский менталитет включает в себя духовную соборность как органическое слияние общего и единичного, коллективизм, солидарность, что отличается от конфуцианского коллективизма, осно­ванного больше на высокой трудовой дисциплине и слаженности коллективного труда. Отличительной чертой российского национального менталитета всегда было отсутствие культа богатства, а тема его «греховности» очень характерна для настроения многих русских пред - принийнтерейным представляется исследование З. В. Сикевич «Советский менталитет в русском сознании», которое она проводила в 1995 году в че­тырех регионах России и Украины. В качестве исходного материала ис­пользовались русские народные пословицы, сгруппированные попарно, а респондентам предлагалось из каждой пары отметить ту пословицу, кото­рая больше соответствует его жизненной позиции. И получилось, что цен­ности «русской души», способствующие развитию рыночного хозяйства, сквозь призму народного фольклора составили 55,7 %, а ценности, препятствующие этому процессу, - 44,3 %.

Основываясь на эмпирических исследованиях российской экономи­ческой ментальности Г. Хофстеда, А. Наумова, проекта GLOBE, Ю. В. Латова, Н. В. Латовой, составим таблицу российских ценностных по­казателей для определения предрасположенности к той или иной рыноч­ной модели.

Таблица 1

Российские ценностные показатели

Источники оценок

Индекс IDV

Индекс PDI

Индекс UAI

Согласно Г. Хофстеду

50

90

90

Согласно А. Наумову

41

40

68

Согласно проекту GLOBE

23 (34)

77 (36)

98 (28)

Высокие порядки рангов

60-90

50-80

30-60

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что Рос­сия далека от ментальности Европы и Северной Америки. Индекс лично­стной индивидуальности невысок, а индекс избегания неопределенности, наоборот, превышает даже самый высокий порядок. И, наконец, у нас дос­таточно значителен индекс дистанции власти, что говорит о потребности в зависимости от государства, признании иерархии как образа жизни и при­знании неравенства нормой. В целом, можно сделать вывод, что россий­ская ментальность и не восточная, и не западная. У нас своя история, свои особенности, традиции и обычаи, что сказывалось на развитии предпри­нимательства. И, хотя, на протяжении многих веков, начиная с преобразо­ваний Петра I, Россия заимствовала зарубежный опыт, это вовсе не озна­чало его слепого копирования. Институт предпринимательства существует в России с IX века и поэтому нельзя сказать, что мы не имеем соответст­вующего опыта. Например, ремесленничество, характерное более для За­пада, в России так и не прижилось, а вот кустарная промышленность су­ществовала и в годы Советской власти.

Еще один вывод, который можно сделать вследствие высокой сте­пени зависимости от государства, - Россия должна делать упор именно на государственную политику развития и поддержки малого предпринима­тельства с соответствующей иерархичностью и распределением полномо­чий.

Существует множество определений малого бизнеса. Почти в каж­дой стране мира свой индивидуальный подход. Чтобы полностью и все­сторонне дать определение субъекту экономики, необходимо отразить его количественную и качественную определенность.

Определенность выясняется в процессе отождествления и различе­ния предметов познания, что и составляет сравнение. Сравнение может быть качественным или количественным. Качество в методологическом плане есть определенность предмета познания, устанавливаемая в отноше­ниях тождества и различия с другими предметами, при целостном рас­смотрении признаков. Категория «качество-количество» получает соответ­ствующее уточнение, ограничение. Различение качества и количества есть один из видов познания.

Как ни велико значение качественного метода, «чисто» качествен­ный подход односторонен. Более результативным познание оказывается тогда, когда вслед за качественным подходом применяют категорию «ко­личество» и соответствующий метод. Количество в методологическом плане есть определенность однокачественных предметов, устанавливаемая при рассмотрении признаков со стороны интенсивности или степени их проявленности.

Наиболее эффективно совместное применение качественных и коли­чественных приемов исследования. Это определяется тем, что стороны предмета познания, обозначаемые словами «качество» и «количество», едины, неразрывны, имеют относительную границу, взаимопереходят друг в друга в развитии. Категории «качество» и «количество» по своему значе­нию предполагают в конкретном применении единый предмет.

Одной из фундаментальных форм познания является сравнение. Сравнения лежат в основе метода познания качества и количества. Без сравнений одного предмета с другими невозможно различение качества и количества. Единый метод, в основе которого лежит абстракция «качество- количество», в другом порядке распадается на операции отождествления и различения. Установление общих и различающих признаков предметов и есть сравнение.

Целесообразно использовать метод сравнения по отношению к ма­лому и крупному бизнесу.

Таблица 2

Признаки сравнения малого и крупного бизнеса

Тождества

Различия

Качественные

Количественные

Качественные

Количественные

1. Субъекты ры­ночной экономи­ки, социально - экономические институты

2. Коммерческие цели, получение прибыли.

3. Формы орга­низации (органи­зационно- правовые фор­мы)

1. Минимальное ко­личество участни­ков, учредителей в зависимости от ор­ганизационно - правовой формы.

2. Минимальный размер уставного ка­питала.

3. Размер налогов, сборов, государст­венных пошлин.

4. Размеры штрафов, пеней, платежей.

5. % и сроки креди­тования и инвести­рования.

1. Менедж­мент, органи­зационные структуры, маркетинг

2. Инновации.

3. Производст­венные про­цессы.

4.0рганизацио нные условия развития.

1. Максималь­ная средняя численность ра­ботников.

2. Структура и размер уставно­го капитала.

3. Валовая вы­ручка.

4. Стоимость активов.

Таким образом, на наш взгляд, можно дать следующее определение малого бизнеса. Малое предпринимательство - это субъект рыночной экономики, социально-экономический институт, которому присуща спе­цифика национальных традиций и норм поведения, психологического укла­да индивидуумов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, повышенная степень риска, инновационности, инициативности. Оно ха­рактеризуется более низкой степенью самостоятельности и базируется на многоуровневой государственной (приобретающей форму концепций, программ, законодательных и нормативных актов) и негосударственной поддержке. Менеджмент в малом бизнесе предрасположен к образованию неформальных отношений, структур, связей. Кроме того, малое предпри­нимательство отличается спецификой маркетинга, инновационных и про­изводственных процессов, обладает ограничением количества занятых че­ловек, валовой выручки или прибыли, стоимости основных фондов и раз­мера уставного капитала.

В соответствии с действующим Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малый бизнес функционирует в следующих институциональных рамках:

1) структура уставного капитала малого предприятия: а) доля уча­стия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; б) доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами мало­го предпринимательства, не превышает 25 %;

2) максимальная среднесписочная численность работников малого предприятия, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, в филиалах и других подразделе­ниях предприятия по отраслям:

- в промышленности, транспорте и строительстве -

100 человек,

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере -

60 человек,

- в оптовой торговле - 50 человек,

- в розничной торговле и общественном питании - 30 че­ловек,

- в других отраслях и видах деятельности - 50 человек.

Существование малого предпринимательства как института рыноч­ной экономики представлено в Российской Федерации наличием феде­ральных и региональных законодательных и нормативных актов, программ его развития и поддержки.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.