МАЛЫЙ БИЗНЕС
Г. Н. Франовская
В современной мировой экономике институт малого предпринимательства характеризуется завершенностью формирования, эффективностью функционирования и занимает доминирующее положение в экономической структуре развитых стран мира.
В Российской Федерации сектору малого предпринимательства также принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется в недостаточной степени.
Теория предпринимательства изучалась в экономической теории исторически. Однако, в экономической науке пока нет общепризнанных представлений о предпринимательстве как экономической категории, социально-экономическом институте. В институциональном направлении экономической мысли рассмотрению малого бизнеса как института рыночной экономики внимания практически не уделяется.
Специфика данного издания заключается в изучении малого предпринимательства как института рыночной экономики - неотъемлемого элемента рациональной структуры экономического пространства.
Первый раздел представленного учебника посвящен изучению теоретических основ, исторических тенденций развития и поддержки малого предпринимательства, а также рассмотрению организационно - методических и правовых основ создания и функционирования малых форм бизнеса.
Во втором разделе книги представлены особенности менеджмента и экономики малых предприятий в сфере торговли. Выбор данной отрасли предпринимательской деятельности обусловлен тем, что предприятия торговли являются базовым элементом сферы малого бизнеса и самой обширной областью приложения общественного труда.
Целью учебного пособия является ознакомление студентов экономических специальностей с особенностью экономики и менеджмента малых форм бизнеса, в частности, в сфере торговли. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- понятийный аппарат теории малого предпринимательства, специфику последнего как института рыночной экономики;
- особенности институциональных условий развития и поддержки малого бизнеса за рубежом с целью изучения возможностей применения мирового опыта в российских условиях;
- историю возникновения и современное развитие малого предпринимательства в России и ее регионах с целью определения национальных и региональных особенностей функционирования этого сектора экономики;
- современные приоритеты и механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
- основные элементы предпринимательской среды малых форм бизнеса;
- методику создания малого бизнеса;
- организационно-правовые основы функционирования бизнеса: процедуры регистрации и лицензирования бизнеса, ведение бухгалтерского учета, безналичных и кассовых операций, применение специальных налоговых режимов;
- особенности управления технологическими процессами на предприятиях торговли;
- этапы и формы управления розничным и оптовым товарооборотом;
- специфику формирования ценовой политики торговых предприятий;
- особенности управления доходами, расходами и прибылью торговых организаций.
Объектом изучения в учебном пособии является малое предпринимательство. Предмет изучения - институциональные условия развития и поддержки малого бизнеса, особенности экономики и менеджмента торговых организаций.