Классификация факторов внешней среды
1. Факторы среды прямого воздействия
1.1. Поставщики
Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами. В зависимости от вида ресурса можно выделить:
A) поставщиков сырья и материалов;
Б) поставщиков оборудования и энергии;
B)поставщиков капитала (банки, др. финансовые структуры, акционеры, частные лица, государственные структуры, коммерческие и некоммерческие организации);
В) поставщиков трудовых ресурсов (службы занятости, государственные и коммерческие структуры, учебные заведения и др.).
1.2. Потребители
Потребители формируют рынок сбыта. Под этим понимается следующее: выживание фирмы зависит от ее способности находить потребителей своей продукции и услуг и удовлетворять покупательские запросы.
Классификация потребителей:
A) Непосредственные потребители: отдельные лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного пользования).
Б) Фирмы-производители, получающие товары и услуги для производственных целей.
B) Фирмы-посредники («промежуточные продавцы»), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи.
Г) Бюджетные организации и учреждения, покупающие товары и услуги для использования в своей сфере деятельности.
Д) Иностранные потребители, приобретающие товары и услуги для личного и производственного потребления.
1.3. Конкуренты
Конкуренты - один из наиболее динамичных внешних факторов. В условиях рынка руководители фирмы осознают, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то результаты деятельности фирмы могут быть весьма плачевны. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода продукцию можно продать и какую цену за нее запросить.
Классификация конкурентов:
A) Соперничество конкурирующих продавцов - (конкуренция между продавцами).
Б) Конкуренция товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены - (конкуренция товаров).
B) Конкуренция, связанная с экономическими возможностями и рыночным потенциалом поставщиков - (конкуренция между поставщиками).
Г) Конкуренция, связанная с экономическими возможностями и рыночным потенциалом покупателей - (конкуренция между покупателями).
Д) Появление на рынке новых конкурентов (мощный толчок новых конкурентных столкновений на рынке.
Конкуренты ведут борьбу не только за потребителей, но и за материальные и трудовые ресурсы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
1.4. Контактные аудитории
Контактные аудитории - это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы и преследуют различного рода интересы, связанные с ее деятельностью. Категорию «контактные аудитории» можно классифицировать следующим образом:
A) Государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности.
Б) Средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радиостанции и телецентры).
B) Общественные организации (профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.).
Г) Местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.)
2. Факторы среды косвенного воздействия
Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на государственно-политические, экономические, социально - демографические, международные, научно-технологические и правовые.
2.1. Государственно-политические факторы
А) Фактор политической стабильности играет весьма существенную роль как для зарубежных, так и для отечественных фирм. Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как в известной степени способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства.
Б) Фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка, с одной стороны, может стимулировать деятельность фирмы (субсидии, налоговые льготы, кредиты, юридические услуги), с другой - действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (обеспечение производственной безопасность, качество товаров и др.).
2.2. Экономические факторы
Число экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность фирм, велико и многообразно, например инфляция сокращает покупательную способность потребителей и реальный спрос на товары и услуги; новые налоги изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности фирм и населения; уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры; уровень занятости определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы персонала.
2.3. Социально-демографические факторы
Социально-демографическая среда включает две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие на производственно - хозяйственную деятельность фирм: социокультурные и демографические.
Социокультурная среда отражает уровень жизни различных групп населения, стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы социально-культурной среды влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут влиять на спрос на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни создала большие возможности для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие табачные изделия.
Демографические факторы связаны с изменениями в обществе и отражают:
А) изменения численности населения (прирост населения, снижение рождаемости, повышение уровня смертности);
Б) изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.
Тенденции в возрастной и половозрастной структуре должны учитывать предприниматели, производящие и реализующие новые виды (марки) изделий. Темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих определенные ниши на рынках бытовых услуг, оздоровительных мероприятий, отдыха.
2.4. Международные факторы
Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы и т. д.) оказывают косвенное влияние на деятельность и выживание фирм в различных странах, выходящих на мировые рынки.
2.5. Научно-технологические факторы
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство(например, в области компьютеризации, информационных технологий и т. д.). Причем новые технологии могут привести как к повышению конкурентоспособности продукции фирмы, так и к ее снижению, если большего успеха в их разработке и применении добился конкурент.
Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты производятся и покупаются, на скорость старения продуктов, на получение информации о том, какие виды продуктов ожидают потребителей той или иной фирмы, т. е. технологические нововведения влияют на процесс производства, его развитие, обновление и совершенствование. Технологические изменения существенно влияют на изменение численности и качественный состав рабочей силы.
2.6. Правовые факторы
Фирмы как хозяйствующие субъекты рынка действуют в рамках соответствующей правовой среды. С помощью законов и иных нормативных актов регулируется экономическое поведение фирм и их взаимоотношения с контрагентами - поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитнофинансовых структур. В правовых актах государственных органов могут устанавливаться и льготные условия функционирования фирм (например, в малом предпринимательстве).
2.7. Физико-географические факторы - наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.