МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

Анализ розничного товарооборота

Анализ товарооборота по общему объему.

1. Первый этап анализа товарооборота по общему объему преду­сматривает исследование выполнения плана и динамики товарооборота во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота зоны деятель­ности торгового предприятия и покупательной способности населения. Это позволит выявить результативность торговой деятельности организации и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента. По­ложительным моментом является повышение доли торговой организации в общем объеме товарооборота города или другого населенного пункта, а также повышение процента охвата розничным товарооборотом покупа­тельных фондов населения.

2. На втором этапе анализа исследуют закономерности развития роз­ничного товарооборота на душу населения. При этом необходимо сравнить фактический объем реализации на душу населения с показателями про­шлых лет и плановыми данными, а также физиологическими нормами по­требления на душу населения по продовольственным товарам и рацио­нальными нормами по непродовольственным товарам. Это позволит оце­нить степень удовлетворения населения материальными благами.

3. Третий этап анализа заключается в изучении товарооборота в сравнении с фактическими показателями за ряд лет (как правило, за пять) в действующих и сопоставимых ценах. Для сопоставимости данных товаро­оборот анализируемых лет пересчитывается в цены базисного года с уче­том индекса роста розничных цен. Это позволит проанализировать изме­нение физического объема товарооборота, а также изменение товарообо­рота за счет повышения розничных цен, потерю покупателями денежных ресурсов.

4. Четвертый этап анализа - исчисление среднегодового темпа уве­личения товарооборота по формуле средней геометрической в действую­щих и сопоставимых ценах. Если в изучаемом периоде произошли органи­зационно-структурные изменения в сети торговой организации, то анализ нужно производить по сопоставимому числу магазинов. Это позволит пе­рейти к следующему этапу анализа.

5. На пятом этапе определяется прирост товарооборота за счет по­вышения эффективности использования материально-технической базы торговли (то есть интенсивных факторов). Для этого розничный товаро­оборот изучается без учета изменений в составе торговой сети, с учетом вновь открытой, присоединенной и выбывшей торговой сети, то есть по сопоставимой торговой сети.

Анализ ритмичности и равномерности осуществления торговой деятельности.

Ритмичность оценивается по периодам времени в деятельности орга­низации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность - в разрезе подразделений или отдельных торговых единиц. Методика рас­четов при этом одинакова.

Методика анализа, предложенная Л. Кравченко, предполагает расчет следующих коэффициентов:

- ритмичности - путем соотношения числа периодов, за которые вы­полнен план, к общему количеству периодов;

- равномерности - с помощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации (или неравномерности)

Анализ состава и ассортиментной структуры розничного товарооборота.

1. На первом этапе производится анализ состава товарооборота по сравнению с планом и в динамике. Если плановые данные по составу това­рооборота отсутствуют, то анализ проводится только в динамике. В соста­ве объема реализации товаров выделяют следующие составляющие:

- продажу товаров населению (реализация за наличный и безналич­ный расчет, продажа в кредит);

- другие виды розничной реализации.

Кроме того, розничный товарооборот целесообразно анализировать

По:

- применяемым формам торговли (самообслуживание, другие про­грессивные формы обслуживания, традиционные методы торговли);

- месту реализации товаров (через магазины, мелкорозничную тор­говую сеть - палатки, ларьки, киоски; развозная и разносная торговля).

Анализ состава товарооборота производится в следующих показате­лях:

- абсолютных (стоимостных);

- относительных (например, доля отдельных видов реализации в общем объеме товарооборота);

- натуральных (по отдельным видам продукции или при продаже в кредит).

2. На втором этапе изучают степень выполнения плана и динамику товарооборота по отдельным товарным группам и товарам. Такой анализ проводят обычно по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров (в соответствии с формой № 3-торговля «Отчет по роз­ничной торговле»).

3. На третьем этапе изучают ассортимент и структуру товарооборота по кварталам и месяцам, что позволит проанализировать сезонные колеба­ния в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в раз­личные периоды года.

4. На четвертом этапе производится проверка ассортиментного пе­речня товаров, правил торговли, изучение качества и культуры обслужива­ния покупателей.

Анализ товарных запасов.

1. На первом этапе осуществляется анализ фактических текущих то­варных запасов в сопоставлении с установленными нормативами (в стои­мостном выражении и днях). Поскольку нормативы товарных запасов ус­танавливают поквартально, то анализ проводят по каждому кварталу в от­дельности. Для анализа в днях используют товарооборот отчетного квар­тала. При анализе по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют по отношению к товарообороту истек­шего месяца. Основными задачами подобного анализа являются:

- изучение степени обеспеченности товарными запасами товарообо­рота и регулярности снабжения населения;

- выявление причин отклонений фактических запасов товаров от ус­тановленных нормативов (завоз товаров, не пользующихся спросом, не­равномерное поступление товаров, неправильное распределение товарных ресурсов).

2. На втором этапе производится анализ товарных запасов в разрезе отдельных товарных групп и товаров. Их обычно изучают на начало и ко­нец квартала или года исходя из данных квартальных и годовых отчетов о продаже и остатках товаров.

3. На третьем этапе анализируют средние размеры товарных запасов. При их исчислении необходимо привлекать как можно большее количест­во данных, что обеспечит большую достоверность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы могут определяться по следующим фор­мулам:

- средней арифметической (путем суммирования нормативов товар­ных запасов за четыре квартала отчетного года и деления полученного итога на 4. Если имеются данные только на начало и конец периода, то их суммируют и делят на 2;

- средней хронологической:

Зср = (31: 2 + 32 + ... + 3 n : 2) : (n - 1), (2)

Где 3 1, 32, 3n - запасы товаров на отдельные даты изучаемого пе­риода; n - число дат периода.

Фактические среднегодовые товарные запасы обычно рассчитывают по формуле средней хронологической по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года).

4. На четвертом этапе исследуют факторы, влияющие на среднегодо­вые товарные запасы: изменение объема товарооборота и товарооборачи - ваемости. С увеличением объема товарооборота товарные запасы, как пра­вило, растут более медленными темпами. При ускорении оборачиваемости товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении - растут.

Анализ оборачиваемости товаров. Анализ товарооборачиваемости проводят в целом по торговой организации и в разрезе отдельных товар­ных групп и товаров. На изменение оборачиваемости влияют изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Кроме того, изучают влияние на ускорение (замедление) обора­чиваемости отдельных товарных групп и товаров изменения объема их то­варооборота и размера средних товарных запасов. Анализ проводится в сравнении с планом и в динамике, в разрезе каждого подразделения (мага­зина). Изучается состав товарных запасов и прежде всего наличие неходо­вых товаров.

Анализ товарного обеспечения розничного товарооборота. Основ­ным фактором успешного развития товарооборота является обеспечен­ность и рациональность использования товарных ресурсов. В ходе анализа изучают, каким образом товарные ресурсы повлияли на выполнение плана и динамику розничного товарооборота.

Розничный товарооборот зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров. Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса

Р = Зн + П - В - Зк, (3)

Где Р - реализация товаров (розничный товарооборот); П - поступле­ние товаров; В - прочее выбытие; Зн, Зк - товарные запасы на начало и конец периода.

На выполнение плана и динамику розничного товарооборота поло­жительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на на­чало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост посту­пления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия то­варов и завышенные товарные запасы на конец периода.

Первый этап анализа заключается в составлении и изучении товар­ного баланса (по розничной стоимости), в который включаются текущие товарные запасы, сезонные и досрочного завоза. При анализе особое вни­мание оказывают прочему выбытию товаров (товарные потери, бой, лом, уценка товаров, недостачи, а также оптовая реализация излишков завезен­ных товаров).

На втором этапе рассматривают влияние показателей товарного ба­ланса на выполнение плана и динамику реализации отдельных товарных групп и товаров.

Третий этап предполагает изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между подразделе­ниями и магазинами. Основным показателем оценки эффективности явля­ется объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Эт. р.), кото­рый рассчитывается по формуле

Эт. р. = Р : (Зн + П - Зк). (4)

Этот показатель отражает, сколько рублей товарооборота приходит­ся на каждый рубль товарных ресурсов. Положительным моментом явля­ется увеличение Эт. р. .

Кроме того, при анализе определяют обратный показатель эффек­тивности использования товарных ресурсов на один рубль товарооборота.

На четвертом этапе производится расчет частных показателей эф­фективности использования товарных ресурсов, основным из которых яв­ляется доля прочего выбытия (Дв) во всем объеме товарных ресурсов или в объеме товарооборота, по следующим формулам:

Дв = В : (Зн + П - Зк) х 100 или Дв = (В : Р) х 100. (5)

Положительным моментом является уменьшение доли прочего вы­бытия товаров по сравнению с планом и в динамике.

Анализ поступления товаров. Анализ поступления товаров проводят как в стоимостных, так и в натуральных показателях:

- в целом по торговой организации;

- по товарным группам и товарам;

- по источникам поступления и поставщикам;

- в разрезе получателей товаров - структурных подразделений и ма­газинов.

Сначала осуществляется оценка выполнения плана и динамики по­ступления товаров, которая проводится по данным за каждый месяц и на­растающим итогом с начала квартала и года.

Второй этап предполагает анализ поступления в разрезе товарных групп и товаров, в ходе которого необходимо установить, как в розничной торговой организации соблюдается ассортиментный минимум, удовлетво­ряется спрос на отдельные товары.

На третьем этапе при изучении источников поступления товаров следует установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расши­рения их закупки в будущем.

На четвертом этапе изучается частота и своевременность завоза то­варов. Равномерный и частый завоз товаров сохраняет их качество и нор­мализует товарные запасы.

Завершается анализ разработкой рекомендаций по совершенствова­нию товароснабжения розничной торговой и повышению эффективности использования товарных ресурсов в будущих периодах.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.