Фанфики получили право на существование
Понимаете ли вы о таком явлении, как фанфик? Таким странноватым словом (от англ. fan «поклонник» и fiction «художественная литература») именуют жанр массовой литературы, которая создается по мотивам фаворитных художественных произведений. При этом в качестве создателей тут выступают не проф писатели либо литераторы, а обыденные фанаты и любители необычного произведения. Другая особенность фанфиков состоит в том, что создаются и распространяются они, обычно, на некоммерческой базе (посреди таких же поклонников и фанатов). В качестве первоосновы для сотворения «любительской версии» может выступать не только лишь литературное, да и синематографическое произведение (в главном, пользующиеся популярностью посреди молодежи киноленты и телесериалы). Создатели фанфики, которых именуют фикрайтерами либо фанфишерами, работают обычно полулегально.
Некие из их даже умудряются издавать свои версии, что совершенно не нравится владельцам прав на оригиналы. И можно с уверенностью сказать, что популярность фанфиков вырастает с каждым деньком, а самые удачные из их оказываются никак не ужаснее «первоисточников».
Компания Amazon одной из первых признала существование фанфиков и их «производство» и делает все вероятное, что сделать их законными и даже продаваемыми с помощью собственного проекта Kindle Worlds («Миры Kindle»). Каким образом? Возьмем для примера веб-сайт fanfiction.net, который является наикрупнейшим в мире ресурсом, на котором собраны любительские рассказы, основанные на произведениях поп-культуры. Например, перечень фанфиков, основанные на одном только пользующемся популярностью посреди молодежи телесериале «Дневники вампира», насчитывает 25 000 произведений малого жанра. Все эти рассказы сделаны с наибольшим соответствием основному сюжету книжек и с соблюдением нравов базисных персонажей. До тех пор, пока произведения-фанфики не поступают в широкую продажу, правообладатели «Дневников вампира» и многие другие представители кинокомпаний, книжных издательств и сами создатели не обращают на труды фанатов никакого внимания. Но в скором времени ситуация может поменяться кардинальным образом.
Новый проект компании Amazon под заглавием Kindle Worlds, о котором было объявлено на деньках, дает создателям фанфиков возможность получить прибыль при публикации их работ через программку. Первым партнером нового проекта Amazon стало подразделение Warner Bros TV Group – Alloy Entertainment, которое реализует лицензии на такие пользующиеся популярностью телесериалы, как «Сплетница» (Gossip Girl), «Милые обманщицы» (Pretty Little Liars) и «Дневники вампира» (The Vampire Diaries). Все эти телесериалы были сняты по мотивам художественных книжек. Amazon обещает, что в его планах легализовать не только лишь фанфики по телесериалам и книжкам, да и по фильмам, комиксам, музыкальным произведениям и компьютерным играм. Правда, далековато не любая история о кровососах из Мистик Фолс (Вирджиния), где разворачивается основное действие «Дневников вампира», будут допущены до роли в проекте Kindle Worlds. Существует ограничение по наименьшему объему текста фанфика (10 тыщ слов и поболее). После того как работа будет принята и размещена, ее создатель получит по 35 % от суммы, вырученной от реализации электрической версии его книжки. Не считая того, компания объявила о собственных планах продавать 5000-10000 (четкое количество пока непонятно) маленьких рассказов-фанфик по стоимости в $1 либо около того и передавать их создателям в качестве гонораров 20 % от этой суммы за каждую продажу. Не так и не достаточно, если учитывать, что ранее эти рассказы, выложенные на фанфиковских веб-сайтах, были бы прочитаны по несколько тыщ либо даже сотен тыщ раз.
Понятно, какую выгоду с этого проекта будут иметь создатели любительских интерпретаций фаворитных телесериалов и книжек. Явна и прибыль Amazon при малых вложениях. Но какие цели преследуют правообладатели, вроде Alloy Entertainment, принимая роли в таких опытах с монетизацией фанфиков, создателей которых можно обвинить в частичном плагиате? Естественно, может, свою роль сыграл талант убеждения менеджеров Amazon. Но, более возможно, что причина этого кроется в эротическом романе английской писательницы Э. Л. Джеймс «Пятьдесят цветов серого».
«Думаю, конкретно в этом все и дело», - подтверждает Ребекка Тушнет (Rebecca Tushnet) – доктор, преподающий право в Джорджтауне, и член некоммерческой организации Organization for Transformative Works, которая занимается защитой и поддержкой фанфиков и фан-культуры. Дело в том, что неописуемо пользующаяся популярностью книжка Джеймс в жанре «софткор», которая в скором времени будет экранизирована, в собственной начальной версии была хоть и эпическим, но все таки фанфиком первой части известной вампирской саги «Сумерки» Стефани Майер (Stephenie Meyer). Когда же создатель произведения решила издать его и заработать на этом средства, ей пришлось стопроцентно поменять имена собственных персонажей и отдельные детали, чтоб избавиться от очевидного сходства меж своим романом и «Сумерками». На языке фикрайтеров это именуется «стирать серийные номера». А если б в то время уже существовал проект Kindle Worlds, то, полностью может быть, издатель «Сумерек» Brown and Company мог бы получить собственный жирный кусочек от реализации 70 миллионов экземпляров книжки «Пятьдесят цветов серого» по всему миру. Но далековато не факт. Ведь правила, установленные Amazon в отношении работ авторов-участников проекта, говорят, что компания выступает решительно против всего лишне откровенного: «Мы не допускаем порнуху либо оскорбительные изображения половых актов». А ведь конкретно последнее и является тем, что большая часть фанатов фанфиков желали бы созидать в любительских интерпретациях книжек и кинофильмов. Например, из вышеупомянутых 25 тыщ историй, основанных на «Дневниках вампира» и размещенных на веб-сайте fanfiction.net, выше 7000 имеют обозначение возрастной категории «для совершеннолетних». Могли быть у произведения вроде «Пятьдесят цветов серого» шансы попасть в Kindle Worlds? «Ограничения по содержанию достаточно нечеткие, - считает Ребекка. – Все находится в зависимости от того, что имеется в виду в таком контексте под порнографией». Заметим, что хотя представитель PR-службы Amazon не сумел внести ясность в вопросе, сколько вольностей допускается его компанией в продаваемых ею произведениях, но он подтвердил, что в каждой теме есть свои требования к контенту. На вопрос о том, является ли Kindle Worlds неплохой возможностью для создателей фанфиков либо же им будет прибыльнее «стирать серийные номера» со собственных произведений, чтоб иметь возможность предложить их обыденным издательствам, Тушнет ответила: «В целом, я считаю, это открывает пред нами новые способности. Хотя писателям фанфиков стоит поначалу задуматься о том, что они растеряют в случае такового сотрудничества. Amazon и Alloy пошли на этот шаг, поэтому это он принесет им большую прибыль. Но они предлагают не самые наилучшие условия для создателей книжек, потому что последние теряют огромную часть собственных прав на свои же произведения. С другой стороны, принимая во внимание, как трудно без помощи других привлечь внимание аудитории к самиздату, может быть, наличие готовой читательской базы может восполнить такие риски».