Робот-снегоуборщик с лицом Пикачу в тренде people-friendly design
Есть такая особенная категория продуктов (и даже услуг!), которая создаётся в тренде под заглавием — people-friendly design.
На российский язык это английское выражение можно перевести с трудом и только очень примерно. У нас существует отдалёкий аналог этой идеи, термин для обозначения которой взят из теории архитектуры. Термин этот – «человеко-соразмерный». Дескать, не стройте высоко – людям не комфортабельно. Но «человеко-соразмерный» это далековато не «человеко-ориентированный», другими словами, далековато не «people-friendly». Это только малая часть более глобальной истории о том — каким должен быть удачный дизайн.
В чём же сущность тренда промышленного дизайна – people-friendly design?
Об этом нам идеальнее всего скажет японский мини-робот-снегоуборочная машина по имени Yuki Taro.
Хоть какое дизайнерское творение в духе people-friendly должно брать в расчёт людские беспомощности, людские привязанности, людские ужасы, чаяния, короче – людскую психологию.
И пусть то, что обожают по сути люди, оказывается забавным и недостойным высочайшего звания Человек исходя из убеждений концептуальных грамотеев. Пусть. Зато людям рядом с «человеческими» дизайнерскими вещами будет жить легче и веселее.
Снегоуборочная машина Yuki Taro и её прадедушка домашний автомобиль Рено Twingo
«Я…машин не люблю. Понимаешь, мне неинтересно. Лучше бы я для себя завёл лошадка, чёрт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть побеседовать можно…»
Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Уже издавна дизайнеры автопрома додумались о том, что автомобиль должен ассоциироваться у потребителя с возлюбленным домашним питомцем, смотреться как «кошечка», «собачка», как pet… Либо как возлюбленная игрушка из юношества.
Ранее авто и другая техника выглядели как танки либо научные приборы из умопомрачительных романов Жюля Верна. В моде был или агрессивно-армейский стиль «холодной войны» или романтическое ретро — паропанк. Но вот произошла революция в мире дизайна, связанная, конечно, с переменами в психологии социума. Мир ужаснулся, что погибнет от ядерной бомбы и ему срочно потребовалась ухмылка.
Компания Рено в 1980-х годах отдала задание дизайнеру Патрику Ле Кеману «одомашнить» автомобиль, потому что предполагалось вывести автомобиль на рынок «семейных ценностей». Авто всё больше стали брать не «Джеймсы Бонды», а семейные мещанины, чтоб умиротворенно возить малышей на кружки и за город… Make love not war в новеньком изводе.
Так, дизайнер Патрик Ле Кеман сделал 1-ый в мире улыбающийся автомобиль Twingo: он вправду «заставил» его радиатор расплыться в ухмылке, а фары сделал схожими на огромные доверчивые, «детские», глаза.
С того времени этот микро -тренд в тренде people-friendly design триумфально шествует по миру дизайна колёсной техники и автопрома.
Японский снегоуборочный бот Yuki Taro с лицом Пикачу — продолжение той давнешней истории.
Но, вы сможете задать логичный вопрос: «Холодная война издавна кончилась, 80-е годы сзади. Почему же людям всё ещё нужна техника с милой мордочкой?»
Охотно объясним. Современное нам с вами общество – инфантильно. А малыши (инфанты) очень обожают играть в игрушки. В современном развитом мире детство (молодость, юность) продлевается до сорока лет! Люди не спешат вступать в брак и заводить собственных малышей – они продолжают обучаться, веселиться, узнавать мир, собирать игрушки всех мастей…
Но даже когда люди в конце концов заводят семьи, эти семьи уже не похожи на те жёсткие патриархальные конструкции, которые означали «конец игры» навечно. Малыши и предки ведут себя как друзья-сверстники и играют совместно.
Вы наверняка, не раз сталкивались с тем, что в массе иноземцев, российских можно всегда отличить по отсутствию ухмылки и озабоченному выражению лица, иноземцы же смотрятся беспечно и – улыбаются.
Если улыбаются люди – отчего же не улыбаться технике?..
Вы естественно осознаете, что маленький снегоуборочный бот Yuki Taro призван исполнять роль уличного психоаналитика, а не убирать снег.
Конкретно для этого его сделали учёные, дизайнеры и правительство Стране восходящего солнца, которое профинансировало всю затею. Есть чему поучиться и нам…